Магистратура
2022/2023![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Визуальная культура
Статус:
Курс по выбору (Журналистика данных)
Направление:
42.04.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
30
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Бережная Тина Сергеевна
Прогр. обучения:
Журналистика данных
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Ориентация человека на визуальные формы опыта – одна из ключевых черт современности. Основная предпосылка, из которой исходят и которую обосновывают визуальные исследования, сводится к идее социальной, культурной и когнитивной продуктивности визуального опыта. Визуальные образы и репрезентации во многом формируют социальную идентичность, генерируют и распространяют научное знание, социальную коммуникацию. Курс развивает навыки исследования комплексных феноменов, имеющих не только визуальный, но принципиально комплексный характер, комбинирующих разнородные коды и выразительные средства. Курс нацелен не только на описание сложности, но на аналитическое различение уровней этих комплексных образований и способов их концептуализации. В курсе рассматриваются такие области визуальной культуры, как «визуальные искусства», «культура потребления», «политика идентичности», «визуализация научного знания», «масс-медиа и средства визуальной коммуникации».
Дисциплина изучается с использованием онлайн-курса «Визуальная культура», созданного Высшей школой экономики.
Цель освоения дисциплины
- Мотивировать студентов сознательно воспринимать визуальный опыт, уметь его обобщать и комментировать. Под визуальным опытом понимается не только традиционная сфера визуальных искусств от живописи до кино, но и среда визуального восприятия, куда входят развлекательные зрелища (ярмарка, цирк, спорт и т. д.), реклама и другие визуальные медиа (от эфирного ТВ до индивидуализированного приложения к гаджету) маршруты перемещения индивидов (шопинг, прогулки, путешествия), визуальная поддержка образования от иллюстраций к учебникам до наглядных демонстраций научных опытов.
Планируемые результаты обучения
- Уметь анализировать культурные объекты и практики с использованием инструментария современных исследований культуры.
- Владеть компетенциями анализа, структурирования, обоснованного и наглядного изложения обработанной информации.
- Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
- Владеть навыками и приемами современного профессионального общения, включая информационные технологии.
- Владеть навыками поиска, упорядочивания и обработки информации из различных источников в социокультурной сфере.
- Владеть различными жанрами письменной речи.
- Владеть способностью строить межличностные и межкультурные коммуникации.
- Знать о значимости визуальной культуры для решения прикладных задач всего комплекса гуманитарных наук.
- Знать основные теоретические подходы, применяемые при анализе визуальных сред.
- Отработать навыки поиска, систематического исследования и презентации его результатов
- Уметь аргументировать выбор методов анализа и интерпретации.
Содержание учебной дисциплины
- Предмет визуальной культуры
- Визуальное мышление и городская среда
- Ранние визуальные медиа-1: Чудо света
- Ранние визуальные медиа-2: Пан-о-рама
- Индустриальная революция и фотография
- Искусство (и) фото: пикториализм
- Действительность (и) фото: реализм
- Предпосылки движущегося изображения
- Время кино: победа автономной визуальности
- Экран как поверхность мира
- Смысл и назначение селфи
- Тотальный дизайн в экономике образов
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Jenkins, H. (2006). Convergence Culture : Where Old and New Media Collide. New York: NYU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1020918
Рекомендуемая дополнительная литература
- Гринфилд, А. Радикальные технологии: устройство повседневной жизни / А. Гринфилд ; пер. с англ. И. Кушнаревой. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 424 с. - ISBN 978-5-7749-1361-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1042667