2022/2023
Социология медиа
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
3 модуль
Онлайн-часы:
24
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Давыдов Сергей Геннадьевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
6
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках дисциплины Вы познакомитесь с ключевыми понятиями социологии медиа. Среди них такие категории, как «медиа» («средства коммуникации» или СК); «массмедиа» («средства массовой коммуникации» или СМК); «средства массовой информации» (СМИ); «медиасфера»; «социальная информация»; «социальная коммуникация». Кроме того, мы обсудим, в чем состоит предмет социологии медиа, а также предельно кратко рассмотрим историю развития медиа в контексте общей истории человечества.
Планируемые результаты обучения
- понимает, что такое медиа, средства массовой коммуникации и средства массовой информации, в чем сходство и различие этих понятий. знает, что является предметом социологии медиа.
- знает понятие социальной функции в контексте системного подхода. ключевые концепции и теории, описывающие социальные функции, существуют в общей социологии. понимает, как теоретические положения о социальных функциях проявляются в медиасфере.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в социологию медиа
- Медиасфера как подсистема общества: структура
- Медиасфера как подсистема общества: социальные функции и эффекты
- Медиасистемы и медиарынки
- Социология профессий в сфере медиа
- Медиатекст как социологический документ. Социологический анализ содержания медиакоммуникаций. Метод контент-анализа
- Социологический анализ содержания медиакоммуникаций
- Социологические традиции изучения аудитории и публики
- Методы и практики измерений аудитории СМК
- Количественные и качественные исследования аудитории медиа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ермолаева, О. Я. (2017). Mytton G., Diem P., van Dam P.H. “Media audience research. A guide for professionals” (book review) ; Как исследовать аудиторию медиа в современных условиях? (рецензия на книгу Mytton G., Diem P., van Dam P.H. ’Media audience research. A guide for professionals’). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CE7D8C8B
Рекомендуемая дополнительная литература
- Социология : учебник, Гидденс Э., Бердсолл К., 2005