Магистратура
2023/2024
Запад и Восток глазами русских людей XIII-XVII вв
Статус:
Курс по выбору (Русская литература и компаративистика)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения:
Русская литература и компаративистика
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Положение Руси-России на перекрестке международных путей предопределило появление корпуса текстов, связанных с пребыванием русских людей за границей - на Востоке и на Западе. Живые личные впечатления от увиденного, опыт общения с "иным"; делают эти тексты интереснейшим памятником русской ментальности эпохи Средневековья и раннего Нового времени. Дисциплина предлагает студентам освоить основные категории русской средневековой культуры XIII–XVII вв. и основные направления кросс-культурного взаимодействия данной эпохи, а также получить навыки видеть в предложенных текстах / произведениях инокультурный фон и инокультурные параллели.
Цель освоения дисциплины
- Усвоение студентами знания об основных этапах истории древнерусской культуры в сопоставлении с периодизацией западноевропейской и византийской культурных традиций
- Формирование у студентов умений и практических навыков комментирующего чтения созданных на Руси письменных текстов
- Развитие у студентов критического мышления и способности рефлексировать над различными научными методами, подходами и понятийным аппаратом разных сфер гуманитарного знания
Планируемые результаты обучения
- Анализирует памятники древнерусской культуры разных жанров в сопоставлении с прототекстами различного типа (библейскими, литургическими, гимнографическими, фольклорными и т. д.)
- Владеет навыками работы со средневековым русским текстом источника, содержащим иностранную лексику
- Владеет основными приемами историко-лингвистического анализа средневековых текстов, приемами выявления образцовых текстов данной традиции, сопоставления памятников древней русской книжности с инокультурными источниками
- Знает основные черты и специфику кросс - культурных контактов между Русью и инокультурными традициями в Средние века и раннее Новое время
- Навык по комплексному анализу текстов, содержащих элементы деловой письменности и беллетристики
- Выделяет и характеризует oсновные черты и специфику кросс - культурных контактов между Русью и инокультурными традициями в Средние века и раннее Новое время
- Определяет особые языковые и жанровые черты "Хождения за 3 моря Афанасия Никитина" по сравнению с другими древнерусскими хождениями. Характеризует исторические реалии и контекст.
- Описывает и характеризует русские дипломатические связи с европейскими государствами в XVI-XVII вв. Описывает жанровые, языковые и содержательные особенности статейных спискл русских послов. Оценивает статейные списки русских послов как исторический и филологический источник. Анализирует (комплексный филологический анализ) статейный список Г.И. Микулина. 1600-1601 гг.
- Называет источники европейских новостей в России XVII в. Анализирует язык русских переводов. Оценивает отражение европейских событий в русских текстах.
Содержание учебной дисциплины
- Латинский Запад глазами русских (Ферраро-Флорентийский собор. 1438-1445 гг.)
- «Русский Дракула» (Федор Курицын. Сказание о Дракуле воеводе. XVI в)
- Европейские «братья» и «сестры» в переписке Ивана Грозного
- Допетровская Русь как цельное явление. Русь и православный Восток
- Афанасий Никитин в Индии. XV век
- Комплекс текстов, описывающих Китайское государство и его природу, социальную структуру, быт и нравы китайцев, созданный в русском дипломатическом ведомстве - Посольском приказе
Элементы контроля
- Аудиторная работаАктивное участие в семинарах: обсуждение научных статей, чтение и комментирование текстов источников, участие в дискуссии.
- БлицыКороткие блицы по пройденному материалу проводятся на 2-5 занятиях.
- ЭссеВ эссе должны быть представлены результаты проведенного студентом мини-исследования или case-study конкретного памятника литературы или его фрагмента. В эссе должны быть использованы элементы филологического, лингвистического и историко-культурологического анализа на усмотрение студента. Приветствуется компаративный подход.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 1 модуль0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Блицы + 0.5 * Эссе