Бакалавриат
2023/2024
Стартап-лаборатория
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина является курсом по выбору для студентов образовательной программы «Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации», интересующихся предпринимательством как на уровне малых венчурных предприятий, так и в крупных корпорациях. Студенты курса смогут отработать различные процессы создания предпринимательского проекта от генерирации идей, поиска предпринимательских возможностей в бизнес-среде, создания бизнес-модели проекта, разработки гипотез, тестирования прототипа продукта. В ходе дисциплины будет отрабатываться комплекс различных методологий, необходимых при запуске нового предпринимательского проекта.Основные задачи освоения дисциплины:1) Освоить подход Lean Startup и закрепить на практике методы поиска бизнес-идей и тестирования бизнес-гипотез.2) Освоить практику разработки и тестирования ценностного предложения и бизнес-модели проекта.3) Знать основные подходы к созданию MVP и тестированию продуктовые гипотезы.4) Освоить подходы к оценке стартап-проектов и привлечению ресурсов в стартап-проекты.5) Уметь видеть тренды развития стартап-проектов и выбирать инструменты для реализации проекта в бизнес-окружении.
Цель освоения дисциплины
- Освоить на практике этапы разработки и развития стартап-проектов.
- Уметь управлять процессом генерации идей новых продуктов и услуг, а также уметь выявлять и оценивать тренды и бизнес-возможности для создания новых проектов.
- Знать и владеть инструментами и методами прогнозирования финансовой эффективности стартап-проекта, понимать источники привлечения ресурсов в проект и методы организации взаимодействия с партнерами.
Планируемые результаты обучения
- Умеет рассчитывать ключевые финансовые показатели предпринимательского проекта
- В результате изучения данного раздела вы научитесь - Демонстрировать навыки творческого решения проблем для определения, структурирования и решения реальных проблем управления операциями. - Уметь разрабатывать бизнес-модель предпринимательского проекта
- В результате изучения данного раздела вы научитесь - Использовать и применять проверенный структурированный метод генерирования и реализации идей.
- В результате изучения данного раздела вы научитесь - Применять творческий подход к широкому кругу вопросов стратегического управления.
- В результате изучения данного раздела вы научитесь - Управлять процессом генерирования нескончаемого потока творческих идей
- Владеет инструментами, необходимыми для выявление клиентов, а также для проведения маркетинговых исследований
- Знает как оценить подтверждают ли клиенты бизнес-гипотезу, состоящую из возможности и потенциального решения проблемы потребителя
- Знать основы успешных подходов к продаже инновационных идей
- Может оценить конкурентный ландшафт, емкость рынка (TAM,SOM,SAM), а также разработать вероятные стратегии выхода на рынок
- Уметь выявлять ключевые ресурсы проекта, а также формулировать устойчивые конкурентные преимущества проекта, знать источники привлечения финансирования в предпринимательский проект
- Уметь определять основные этапы и требования для оценки потенциала инновационной идеи как основы бизнес проекта.
- Уметь применять инструменты тестирования бизнес-модели
- Уметь трансформировать идеи в реальные продукты, услуги и процессы путем подтверждения идеи и ее тестирования
- Владеет инструментами customer discovery и разработки MVP
- Знать наиболее распространенные метрики эффективности предпринимательского проекта, методы расчета unit-экономики. Уметь рассчитывать unit-экономику проекта.
- Знать HADI-цикл. Знать методологию LEAN STARTUP. Уметь формулировать и проверять бизнес-гипотезы, проводить Customer Development. Уметь разрабатывать план действий по SMART. Уметь описывать бизнес-идеи и выявлять узкие места. Владеть навыками построения бизнес-модели. Уметь разрабатывать шаблон Lean Canvas. Уметь ставить гипотезы для блоков бизнес-модели, связанных с ценностью продукта: клиентские сегменты, проблема, решение, ценностное предложение. Знать, как осуществляется поиск рыночных ниш.
Содержание учебной дисциплины
- Разработка бизнес-идей, гипотез и бизнес-модели проекта
- Выявление потребителя
- От идеи к стартапу
Элементы контроля
- Оценка за экзамен в форме итоговой защиты проектаОэкз – целостная защита бизнес-идеи и презентация прототипа.
- Оценка за презентацию в рамках спринта 4
- Посещение и активность на лекционных и семинарских занятиях
- Оценка за презентацию в рамках спринта 2
- Тесты
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 3rd module0.2 * Оценка за презентацию в рамках спринта 2 + 0.2 * Оценка за презентацию в рамках спринта 4 + 0.4 * Оценка за экзамен в форме итоговой защиты проекта + 0.1 * Посещение и активность на лекционных и семинарских занятиях + 0.1 * Тесты
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 1217 - С.Бланк - Четыре шага к озарению: Стратегии создания успешных стартапов - 9785961434453 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/1217
- Alpina - 418 - Б.Дорф; С.Бланк - Стартап: Настольная книга основателя - 9785961428094 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/418
- Alpina - 5948 - А.Остервальдер - Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители - 9785961441109 - Альпина Паблишер - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/book/5948
- Васильева, Е. В., Дизайн-мышление: немного о подходе и много об инструментах развития креативного мышления, изучения клиентских запросов и создания идей : монография / Е. В. Васильева. — Москва : Русайнс, 2020. — 203 с. — ISBN 978-5-4365-2366-8. — URL: https://book.ru/book/934928 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
- Васильева, Е. В., Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, дизайн-мышление и расчеты юнит-экономики : учебник / Е. В. Васильева, М. Р. Зобнина. — Москва : КноРус, 2020. — 723 с. — ISBN 978-5-406-00500-2. — URL: https://book.ru/book/935896 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
- Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078
- Стартап: Настольная книга основателя / Бланк С.М., Дорф Б., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 616 с.: ISBN 978-5-9614-5027-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Коротков, А. В. Маркетинговые исследования : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Коротков. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 224 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9651-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452813 (дата обращения: 27.08.2024).