Магистратура
2023/2024
Социологический анализ цифровых медиа и коммуникаций
Статус:
Курс обязательный (Социология публичной сферы и цифровая аналитика)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Давыдов Сергей Геннадьевич
Прогр. обучения:
Социология публичной сферы и цифровая аналитика
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Анализ цифровых медиа и коммуникаций – активно развивающееся направление социологических исследований. Предметом его изучения является профессиональный и пользовательский цифровой контент, а также субъекты и практики его формирования. Основная задача проектного семинара заключается в практическом освоении принципов и подходов к комплексному социологическому анализу цифровых медиа и коммуникаций, целостное представление о котором было сформировано ранее в рамках дисциплины «Новые медиа и цифровая культура». В рамках курса студентом предлагается пройти полный цикл реализации исследования, от постановки проблемы и формулирования исследовательского вопроса до презентации полученных результатов. Проектная работа осуществляется в группах из 5-6 человек. Предполагается совместное использование социологических методов анализа текстов (контент-анализ, нарративный анализ, дискурс-анализ и др.), методов проведения количественных и качественных опросов, наблюдения и др. Особый акцент будет сделан на подходах, предполагающих использование цифрового исследовательского инструментария.
Цель освоения дисциплины
- получить и структурировать знания относительно теоретического и методического разнообразия методов анализа социальных медиа и научиться реализовывать проекты полного цикла под задачи заказчика
Планируемые результаты обучения
- знать и уметь реализовать набор методических процедур при анализе социальных медиа
- знать основные медиасистемы, их ключевые характеристики и основания выделения.
- знать основные особенности ключевых цифровых платформ и их исследовательский потенциал
- уметь анализировать и интерпретировать ключевые метрики анализа социальных медиа
Содержание учебной дисциплины
- Медиасистема: ключевые концепции
- Аналитика социальных медиа: основные этапы проведения, инфраструктура
- Социальные медиа: определения, типологии, функции
- Метрики анализа социальных медиа
- Ключевые методы анализа: возможности и перспективы анализа социальных медиа
- Анализ и презентация данных
Элементы контроля
- Групповой проект (пакет документов)
- Групповой проект (презентация)Презентация от 10 слайдов
- Аудиторная работа
- Реферирование источников
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.29 * Аудиторная работа + 0.25 * Групповой проект (пакет документов) + 0.25 * Групповой проект (презентация) + 0.21 * Реферирование источников
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bellotti, E. (2015). Qualitative Networks : Mixed Methods in Sociological Research. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=830207
- Bulmer, M. (2017). Sociological Research Methods: Vol. Second edition. Routledge.
- Mailund, T. (2017). Beginning Data Science in R : Data Analysis, Visualization, and Modelling for the Data Scientist. New York: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484645
- Wouters, P., Zahedi, Z., & Costas, R. (2018). Social media metrics for new research evaluation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1806.10541
Рекомендуемая дополнительная литература
- Dimara, E., & Perin, C. (2020). What is Interaction for Data Visualization? https://doi.org/10.1109/TVCG.2019.2934283