• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Актуальное искусство России

Статус: Курс по выбору (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Езерницкая Анна Борисовна, Новокшонова Екатерина Андреевна
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Курс состоит из двух частей. Первая часть посвящена истории советского и постсоветского искусства 1970-х – 1990-х годов, преимущественно нон-конформистского и неофициального, а также становлению отечественного арт-рынка и его особенностям. Вторая часть курса посвящена современному российскому искусству от 2000-х годов до нашего времени и озаглавлена «Текучая современность». Современность – это такое состояние, в котором сама структурообразующая человеческая способность переживать время, моменты “до” и “после”, радикально поставлена под вопрос, а современное искусство находится на пересечении множества спорных территорий и темпоральностей. Выделяя в названии курса метафору «текучая современность», введенную в социальную теорию Зигмундом Бауманом, мы рассмотрим искусство современности и то, как оно переопределяет собственные границы и представляет собой не только практику, но и исследование, ставит под сомнение действующие социальные, экономические и политические процессы. Искусство понимается как подвижное, не равное самому себе множество сил, влияний, традиций, эффектов языка и культуры, власти и воображения. По мере развития глобальных коммуникаций будущее стало казаться более изменчивым и неопределенным, чем раньше. Этому соответствует новое понимание художника как своего рода социокультурного хаба, соединяющего различные ситуации, культуры и времена.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о специфике развития современного искусства в 2000-х - 2010-х годах;
  • Формирование у студентов навыков критического анализа к практикам актуальной художественной деятельности;
  • Формирование у студентов представлений о формах актуального художественного дискурса и моделях отношений к актуальным проблемам социальной реальности;
  • Формирование у студентов представления о месте актуальных художественных практик в контексте и взаимодействии с другими видами искусств в России начала ХХI вв.
  • Сформировать у студентов представление об основных мастерах, течениях и направлениях отечественного искусства 1960-х - 1990-х годов
  • Сформировать навыки описания, анализа и историко-художественной контекстуализации отечественного искусства 1960-х - 1990-х годов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные события, произведения, акции, значимые для истории послевоенного (как официального, так и неофициального) искусства, а также основные имена в истории отечественного искусства второй половины ХХ–ХХI вв., принципы творческих методов и положения теоретических концепций.
  • знать основные этапы институциональной истории советского и постсоветского искусства ХХ–ХХI вв.
  • Владение критическим аппаратом для описания и анализа произведений актуального искусства России 2000-х-2010-х годов
  • Понимание основных тенденций и задач, стоящих перед художниками в 2000 - 2010-е годы, знание важных историко-культурных событий и явлений
  • Знание основных произведений и проектов, значимых для истории отечественного искусства, а также имен в истории отечественного искусства начала ХХI вв., принципы творческих методов и положения теоретических концепций;
  • Понимание закономерности концептуальных изменений в отечественном визуальном искусстве начала XXI вв. в их соотношении с изменениями политической, социальной и экономической реальности указанного периода;
  • Представлять круг ключевых исследовательских проблем и подходов к их решению в области истории и теории русского искусства начала XXI вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Раздел 1. I. Искусство 1960-1970-х годов: художественные сообщества и отдельные мастера. Художник vs власть: андерграунд и проблемы автономии
  • 1. Раздел 2. Искусство начала 1980-х и искусство эпохи Перестройки
  • 1. Раздел 3. Искусство 1990-х. Основные имена и художественные практики. Становление современного арт-рынка.
  • 1. Актуальное искусство России. «Текучая современность»: искусство 2000-х годов.
  • 2. Актуальное искусство России. «Текучая современность»: искусство 2000-х годов. Формирование нового поколения художников и проблема положения искусства в мире
  • 3.Актуальное искусство России. «Текучая современность»: искусство 2010-х годов.
  • 4. Актуальное искусство России. «Текучая современность»: искусство 2010-х годов. Свидетели
  • 5.Актуальное искусство России. «Текучая современность»: искусство 2010-х годов. Пластичность
  • 6. Актуальное искусство России. «Текучая современность»: искусство 2010-х годов. Новые художественные стратегии взаимодействия с окружающим миром и нечеловеческими агентами
  • 7. Актуальное искусство России. «Текучая современность»: искусство 2010-х годов. Возможные сценарии построения будущего
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Угадайка
  • неблокирующий Выполнение семинарских заданий
  • неблокирующий Участие в обсуждении семинарских проектов
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Выполнение семинарских заданий + 0.1 * Угадайка + 0.1 * Участие в обсуждении семинарских проектов + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Путешествие по Северному морю": искусство в эпоху постмедиальности, Краусс, Р., 2017
  • Epstein, M., Genis, A., & Vladiv-Glover, S. (2016). Russian Postmodernism : New Perspectives on Post-Soviet Culture (Vol. Second edition). New York: Berghahn Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=940100
  • THATCHER, J. (2015). How to Write About Contemporary Art. Art Monthly, (383), 35. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=101103218
  • The Irony Tower : советские художники во времена гласности, Соломон, Э., 2013
  • Воззрения и понимания : попытки понять аспекты русской культуры умом, Аймермахер, К., 2018
  • Живопись без границ : от поп-арта к концептуализму : альбом, Обухова, А. Е., 2001
  • Знак. Текст. Культура, Аймермахер, К., 2001
  • Искусство инсталляции, Бишоп, К., 2022
  • Искусство утопии : gesamtkunstwerk Сталин; статьи, Гройс, Б., 2003
  • История инакомыслия в СССР : новейший период, Алексеева, Л. М., 1992
  • Комментарии к искусству, Гройс, Б., 2003
  • Неофициальное искусство Ленинграда. Круг свободы, Соколов, Г., 2021
  • Сила ненасилия : сцепка этики и политики, Батлер, Дж., 2022
  • Текучая современность, Бауман, З., 2008
  • Эпизоды модернизма : от истоков до кризиса, Напреенко, Г., 2018
  • Это было навсегда, пока не кончилось : последнее советское поколение, Юрчак, А., 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Лианозовская школа" : между барачной поэзией и русским конкретизмом, , 2021
  • Пять лекций о кураторстве, Мизиано, В., 2015
  • Статьи об Илье Кабакове, Гройс, Б., 2016

Авторы

  • Назарова Ольга Алексеевна
  • Линькова Ксения Владимировна