Бакалавриат
2023/2024
Введение в критическое мышление
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Джура Алексей Павлович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс направлен на ознакомление студентов с современной научной концепцией критического мышления. Критическое мышление как метакомпетенция оценивается аналитиками (в частности, аналитиками World Economic Forum) как одна из самых важных для успешной профессиональной реализации в практически любой индустрии. На прикладном уровне концепция критического мышления предполагает развитие таких сложных когнитивных навыков, как- логическое мышление,- навыки критического анализа информации,- обучаемость,- принятие решений,- решение комплексных проблем,- аргументация и убеждение,- творческое мышление (креативность),- построение гипотез, - преодоление когнитивных искажений,etc.Вводный курс даст студентам представление о критической познавательной позиции, инструменты работы с практически любым материалом, позволит в перспективе научиться мыслить более точно, последовательно, системно, а следовательно, даст альтернативу мышлению бытовому, стереотипному, дискретному и внутренне противоречивому, несамостоятельному.
Цель освоения дисциплины
- Изучить комплекс научных представлений, лежащих в основе критического мышления
- Освоить в первичном виде когнитивные инструменты, позволяющие сформировать метакомпетенцию критического мышления
Планируемые результаты обучения
- Перечисляет ключевые компетенции, входящие в метакомпетенцию критического мышления
- Перечисляет характеристики критического мышления
- Перечисляет требования к тезису, доводу
- Показывает тезис и довод в тексте
- Распознаёт конкретные логико-риторические уловки в текстах, устных рассуждениях
- Применяет инструменты построения линии доказательства в ситуации конструктивного убеждения
- Отличает демагогическую и содержательную аргументацию в собственных рассуждениях (письменных и устных) и показывает способность отдавать предпочтение второй
- Применяет структуру аргумента к любой мысли, которую использует как довод
- Перечисляет основные ошибки мышления
- Распознаёт ошибки мышления в текстах, устных рассуждениях
- Выделяет “тёмные места” текстов, рассуждений
- Описывает способы преодоления когнитивных искажений и ограничения, связанные с этим процессом
- Объясняет, как работает технология абдукции
- Переформулирует понятия форм логического мышления
- Отличает дедуктивный, индуктивный способы рассуждения
- Преобразует понятия и соотношение между ними в круги Эйлера
- Применяет алгоритмы фактчекинга
- Иллюстрирует релевантными примерами действие эффектов, инструментов, ошибок, уловок, принципов, описанных в курсе
- Использует технологии генерации и оценки идей
- Выявлять различия в позициях авторов по выбранному исследовательскому вопросу
- Аргументирует выбранный исследовательский тезис
- Доказывает с применением компетенций критического мышления выбранный тезис
- Обобщает различные исследовательские позиции по анализируемому вопросу
- Прогнозирует развитие инструментов критического мышления в перспективе меняющейся социальной ситуации
- Взвешивает альтернативы, описанные в исследовательской литературе.
Содержание учебной дисциплины
- Вводная информация. Что такое критическое мышление.
- Ошибки мышления
- Формальная логика: основы мышления
- Неформальная логика: основы убеждения
- Поиск научной информации, критический анализ информации, фактчекинг
- Принятие решений. Абдукция. Инструменты креативного мышления
Элементы контроля
- Посещаемость
- АктивностьВклад в дискуссию на семинарах курса; оцениваются: ● значимые реплики (значимые = реплики слушателя курса, а) содержащие законченную мысль, относящуюся к теме; б) демонстрирующие вовлеченность слушателя курса в учебный процесс; в) вносящие новые полезные сведения в текущее обсуждение; г) выражающие позицию слушателя курса в групповой дискуссии с использованием аргументов в её защиту), ● вопросы по существу (по существу = вопросы к другим участникам дискуссии, помогающие раскрыть суть позиции других: уточняющие, проясняющие, запускающие новый виток дискуссии).
- Тестирование
- Дебаты
- Итоговый проектКлючевой элемент контроля по курсу. Представляет собой групповой проект, где реализовано исследование с применением изученных инструментов критического мышления. Выполняется в командах СТРОГО от 3 до 4 человек. Исключений нет. Проекты будут представлены на последних 2 занятиях курса. По ходу курса студенты могут обращаться к преподавателю за консультациями.
- Критическое чтениеЭлемент контроля повышенной сложности. Выполнение – на усмотрение студента. Проводится в письменной форме. Выполняется в течение всего курса. Письменная рефлексия по прочитанным текстам в программе Perusall. Задание повышенной сложности.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.1 * Активность + 0.25 * Дебаты + 0.3 * Итоговый проект + 0.2 * Критическое чтение + 0.05 * Посещаемость + 0.1 * Тестирование
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kahneman, D. (2012). Thinking, Fast and Slow. Contenido, (585), 143. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=73880857
- Критическое мышление : анализируй, сомневайся, формируй свое мнение, Чатфилд, Т., 2019
- Психология критического мышления, Халперн, Д., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 17902 - Б.Козловский - Максимальный репост: Как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям - 9785961415223 - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/17902
- Alpina - 20002 - Н.Непряхин; Т.Пащенко - Критическое мышление: Железная логика на все случаи жизни - 9785961433661 - Альпина.Дети - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/20002
- Alpina - 21725 - Н.Непряхин - Анатомия заблуждений: Большая книга по критическому мышлению - 9785961439335 - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21725
- Искусство спора : о теории и практике спора, Поварнин, С. И., 2009
- Правда : как политики, корпорации и медиа формируют нашу реальность, выставляя факты в выгодном свете, Макдональд, Г., 2019