Бакалавриат
2023/2024
Психология стресса в деятельности журналиста
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Тихомирова Татьяна Борисовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Журналисты – представители одной из немногих профессий, долг которых заставляет не избегать опасностей, а бежать им навстречу, вопреки инстинкту самосохранения. С психологической точки зрения журналист оказывается одновременно на трех позициях: 1) свидетеля или даже участника трагического события; 2) того, кто активно взаимодействует с пострадавшими, будь то раненые во время катастрофы, страдающие от смертельных болезней или члены их семей; 3) «посредника», медиатора, который должен не только воспринять и запомнить, но и суметь передать информацию, донести свой рассказ о происшествии или явлении до широкой общественности. Советы по поводу того, как вести себя в экстремальных условиях и уцелеть в «горячей точке» описаны, в основном, опытными репортерами и операторами. Такой обмен опытом, несомненно, ценен, однако немаловажно, чтобы к этой работе подключились и профессиональные психологи. Ведь травматическому воздействию подвергаются не только военные корреспонденты. Катастрофы и конфликты составляют центральную часть новостей, и можно с уверенностью сказать, что любой журналист рано или поздно столкнется с необходимостью выезда на место какой-либо трагедии и будет беседовать с пострадавшими или их родственниками, пребывающими в состоянии шока или острого горя. При этом в большинстве случаев никакой психологической подготовки к тому, что можно увидеть на таком задании, и как при этом вести себя, не проводится, приходится полагаться на метод проб и ошибок и собственную интуицию... Однако даже жизненный опыт и благие намерения далеко не всегда гарантируют деликатное и успешное общение с пострадавшими, иногда тут не помешают специальные знания, так же, как и в оценке собственных психологических реакций и реакций коллег. Дополнительные знания в области психологии травмы способствуют более глубокому пониманию психологических реакций на травму, возникающих как у самих репортеров, так и у других людей, с которыми они взаимодействуют при освещении трагических событий. Современные журналисты постепенно приходят к выводу, что в наше время без элементарных знаний о психологии стресса и травмы репортерам в профессиональной деятельности не обойтись.
Цель освоения дисциплины
- Получить базовые знания в области психологии стресса и травмы, применимые в практической работе журналиста.
- Повысить качество журналистского освещения экстремальных и стрессовых ситуаций.
- Развить навыки само- и взаимопомощи в области совладания с профессиональным стрессом и профилактики эмоционального выгорания.
Планируемые результаты обучения
- Квалифицированно решает этические задачи журналиста в сфере освещения трагедий, конфликтов, катастроф и других стрессогенных ситуаций.
- Ознакомлен с понятиями «острый стресс», «психологическая травма», «посттравматическое стрессовое расстройство», понимает психологические реакции человека на стресс и травму, применяет эти знания в своей журналистской работе.
- Понимает психологические риски профессии журналиста при освещении экстремальных и стрессовых ситуаций, умеет распознавать и минимизировать эти риски у себя и коллег.
- Владеет навыками само- и взаимопомощи в сфересовладания со стрессом и профилактики профессионального выгорания.
- Знает, как журналисту психологически грамотно взаимодействовать с человеком, пострадавшим в экстремальной или стрессовой ситуации.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в психологию стресса и травмы для журналистов.
- Тема 2. Что такое психологическая травма.
- Тема 3. Журналистская работа с пострадавшими.
- Тема 4. Особенности создания репортажей о травмирующих ситуациях. Специфика отдельных травмирующих ситуаций.
- Тема 5. Стресс в работе журналиста.
- Тема 6. Профилактика профессионального выгорания у журналистов.
- Тема 7. Повышение качества журналистского освещения экстремальных ситуаций.
Элементы контроля
- Итоговое задание
- ЭссеЭссе – комментарий с использованием предложенных материалов. 4000–5000 тысяч знаков, обязательно указать использованные материалы в виде ссылок после основного текста. Шрифт Times New Roman 13, интервал 1,5.
- Посещаемость
- Вовлеченность
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 1st module0.1 * Вовлеченность + 0.5 * Итоговое задание + 0.1 * Посещаемость + 0.3 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Олешко, В. Ф. Психология журналистики : учебник и практикум для вузов / В. Ф. Олешко. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 351 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00613-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450427 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов/ под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 418 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1663-8- Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018934 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018934