• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Современные методы исследования культуры

Статус: Курс обязательный (Культурология)
Направление: 51.03.01. Культурология
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины студенты познакомятся с типами ситуаций, в которых необходимы исследования, с источниками данных, основными видами дизайна исследований в культуре, качественными и количественными методами сбора данных и качественными методами анализа данных. Курс также нацелен на формирование «методологической чувствительности» или критического взгляда на методологию исследования. Этот курс поможет научиться видеть сильные и слабые стороны в методологии любого этапа исследования - в постановке исследовательского вопроса, в инструментарии сбора и анализа данных, оценивать достаточность оснований для выводов исследования и т.д. В рамках курса студенты разработают несколько проектов исследования от формулировки исследовательского вопроса до выбора дизайна, подбора качественных или количественных методов и апробации выбранной методологии в контексте ситуации, вызвавшей необходимость исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение учащимися ключевых методов полевой работы, камеральной обработки данных и наиболее распространенных современных методов анализа культурного текста
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать ключевые качественные и количественные методы исследований культурного текста, отличительные признаки различных методологий и границы их применений
  • Уметь конструировать дизайн исследования в соответствии с поставленными задачами и типами изучаемых текстов
  • Уметь грамотно использовать качественные и количественные методы при работе с культурным текстом
  • Знать ключевую проблематику и дискуссии, связанные с этикой научной деятельности
  • Владеть навыками подготовки инструментария для полевой исследовательской работы
  • Владеть навыками реализации опросных техник исследования, корректной и экологичной коммуникацией с субъектами исследования
  • Владеть навыками камеральной обработки полевых материалов
  • Владеть культурой научного мышления, речи и письма
  • Уметь создавать новые и гибридные методологические инструменты
  • Уметь корректно сочетать методы исследования разного типа в научной работе
  • Уметь представлять результаты исследования в устной и письменной форме
  • Уметь создавать объяснительные модели на основании применения изучаемых методов;
  • Владеть навыками конструирования выборочных совокупностей в качественных и количественных методах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Дизайн исследования
  • 2. Полевые методы исследования
  • 3. Методы анализа текста
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа № 1
  • неблокирующий Контрольная работа № 2
  • неблокирующий Групповая проектная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0,5* работа на семинарах+ 0,2* контрольные работы (2 к/р, каждая по 0,1*) + 0,3* результаты групповой проектной работы (0,1* сдача полевых материалов + 0,2* участие в подготовке и защите коллективного проекта)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A companion to digital humanities, , 2004
  • Digital humanities in practice, , 2012
  • Field research : a sourcebook and field manual, , 2015
  • Thorne, B. (1980). “You Still Takin” Notes?’ Fieldwork and Problems of Informed Consent. https://doi.org/10.2307/800247
  • Белошицкая, Н. Н. Political Discourse Analysis in Socio-Cultural Paradigm: Theory and Practice = Политический дискурс-анализ в социо-культурной парадигме: теория и практика : учебное пособие / Н. Н. Белошицкая. — Архангельск : САФУ, 2019. — 116 с. — ISBN 978-5-261-01371-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/161861 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Дискурс-анализ : теория и метод, Йоргенсен, М. В., 2008
  • Дмитриенко, Г. В. Методология и методы научных исследований : учебное пособие / Г. В. Дмитриенко, Д. В. Мухин. — Ульяновск : УлГТУ, 2021. — 225 с. — ISBN 978-5-9795-2148-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/259700 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Как собрать данные в полевом качественном исследовании, Ваньке, А. В., 2020
  • Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998
  • Основы качественного исследования : обоснованная теория, процедуры и техники, Страусс, А., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A field guide for science writers, , 2006
  • Routledge international handbook of research methods in digital humanities, , 2021
  • The big humanities : digital humanities/ digital laboratories, Lane, R. J., 2017
  • Trubnikova, N. V., & Ageeva, V. V. (2016). Discourse Analysis and the 'History of Notions” of Reinhardt Koselleck in the Adoption of the Contemporary Western Historiography ; Дискурс-Анализ И «История Понятий» Райнхарта Козеллека В Современной Западной Историографии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A063F077
  • Гарфинкель, Г., & Корбут, А. (2011). What is ethnomethodology? ; Что такое этнометодология?
  • Драматургия качественного полевого исследования, Ильин, В. И., 2006

Авторы

  • Бедаш Юлия Анатольевна
  • Радченко Дарья Александровна