• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Информационные системы и технологии в публичном управлении

Направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Богатырева Людмила Вячеславовна, Здоров Михаил Юрьевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Информационные системы и технологии в публичном управлении» направлен на формирование у студентов понимания развития процесса внедрения информационных технологий в государственное и муниципальное управление, знания логики и основных вех информатизации, а также практических навыков работы с информационными продуктами и системами. Студенты выполняют ряд практических заданий – собирают из ИС количественные и качественные данные, а также ищут методологические и содержательные несостыковки в материалах ИС разных ведомств; анализируют внедрение конкретных информационных продуктов в органах власти, проводят медиа-исследование. Курс ориентирован на современный управленческий опыт, особое влияние уделяется влиянию пандемии и локдаунов на тренды информатизации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение студентами системных знаний и компетенций в сферах сбора, обработки, анализа, использования и распространения информации органами государственной власти и местного самоуправления.
  • Усвоение предметных компетенций в вопросах информационного поиска и использования информационных технологий в системе государственного и муниципального управления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные цели и задачи цифровизации государственных и муниципальных органов, в том числе в исторической ретроспективе.
  • Знать направления и тренды цифровизации государственных и муниципальных органов.
  • ­ Знания структуры экосистемы Электронного Правительства.
  • Формирование у студентов: ­ Знания основных целей и задач цифровизации государственных и муниципальных органов, в том числе в исторической ретроспективе. ­ Знания направлений и трендов цифровизации государственных и муниципальных органов. ­ Знания достоверных источников информации, связанных с государственной и муниципальной цифровизацией. ­ Понимания организационной структуры управления цифровизацией государственных и муниципальных органов. ­
  • Знания структуры экосистемы Электронного Правительства. Понимания типовой структуры информационных систем государственных и муниципальных органов. Знания жизненного цикла информационных систем. Навыки планирования мероприятий по цифровизации государственных и муниципальных органов. Навыки управления проектами по оцифровке государственных и муниципальных сервисов. Навык подбора технологических решений для оцифровки государственных и муниципальных сервисов.
  • Навыков моделирования бизнес-процессов предоставления государственных и муниципальных сервисов, в т.ч. с использованием информационных систем. Навыков описания архитектуры данных в информационных системах. Навыков прототипирования государственных и муниципальных сервисов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цели, задачи и направления цифровизации публичного управления
  • ИТ-ландшафт государственных и муниципальных органов
  • Процесс проектирования и разработки информационных систем в государственных и муниципальных органах
  • Основы работы с процессами государственных и муниципальных органов, автоматизируемыми с помощью информационных систем
  • Данные государственных и муниципальных органов
  • Организационный контур управления цифровой трансформацией государственных и муниципальных органов 
  • Политика импортозамещения в сфере ИТ
  • Ключевые тренды цифровой трансформации публичного управления
  • История ИТ, основные понятия курса, актуальность изучения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Студенты в группах до 3 человек самостоятельно выбирают информационную систему, внедренную в государственном или муниципальном органе, и готовят доклад с информацией о ней: 1. Владелец (оператор) информационной системы. 2. Дата создания информационной системы. 3. Нормативное обеспечение функционирования информационной системы. 4. Цели и задачи информационной системы. 5. Пользователи информационной системы. 6. Перечень сервисов государственных и муниципальных органов, процессы предоставления которых оцифрованных в информационной системе. 7. Перечни данных, ведение которых осуществляется в информационной системе. 8. Сложности, возникшие при внедрении информационной системы. 9. Стоимость владения информационной системой.
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Описание бизнес-процесса предоставления государственного или муниципального сервиса, требующего оцифровки, «как есть» и «как будет» (с учетом оцифровки). Описание: Студенты в группах до 3 человек самостоятельно выбирают государственный или муниципальный сервис, которые на их взгляд имеет потенциал для оцифровки. Студенты готовят презентацию, содержащую: 1. Модель процесса «как есть». 2. Анализ проблем модели процесса «как есть». 3. Модель процесса «как будет». 4. Описание улучшений, количественная и качественная оценка эффектов от внедрения модели «как будет».
  • неблокирующий Домашнее задание 3
    Описание архитектуры данных, которые должны использоваться в информационной системе при представлении государственного или муниципального сервиса. Описание: Студенты в группах до 3 человек на основе выбранного ранее государственного или муниципального сервиса готовят презентацию, содержащую: 1. Визуализацию архитектуры данных, которые должны использоваться в информационной системе при представлении государственного или муниципального сервиса. 2. Описание принципов качества данных, соблюдение которых обеспечено в рамках визуализации архитектуры данных.
  • неблокирующий Домашнее задание 4
    Прототипирование интерфейса государственного или муниципального сервиса. Описание: Студенты в группах до 3 человек на основе выбранного ранее государственного или муниципального сервиса готовят прототип (макет) информационного сервиса, содержащий: 1. Не менее 5 экранов, отображаемых клиенту сервиса. 2. Логику переключения экранов. 3. Заполнение полей на экране тестовыми данными.
  • неблокирующий Посещаемость семинарских занятий
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.15 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.15 * Домашнее задание 3 + 0.2 * Домашнее задание 4 + 0.1 * Посещаемость семинарских занятий
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Государственные цифровые платформы : формирование и развитие, Стырин, Е. М., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Стырин, Е. М. Государственные цифровые платформы: формирование и развитие : монография / Е. М. Стырин, Н. Е. Дмитриева. — Москва : Высшая школа экономики, 2021. — 192 с. — ISBN 978-5-7598-2297-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/258779 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.