Бакалавриат
2023/2024
Информационные системы и технологии в публичном управлении
Статус:
Курс по выбору (Государственное и муниципальное управление)
Направление:
38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент политики и управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Информационные системы и технологии в публичном управлении» направлен на формирование у студентов понимания развития процесса внедрения информационных технологий в государственное и муниципальное управление, знания логики и основных вех информатизации, а также практических навыков работы с информационными продуктами и системами. Студенты выполняют ряд практических заданий – собирают из ИС количественные и качественные данные, а также ищут методологические и содержательные несостыковки в материалах ИС разных ведомств; анализируют внедрение конкретных информационных продуктов в органах власти, проводят медиа-исследование. Курс ориентирован на современный управленческий опыт, особое влияние уделяется влиянию пандемии и локдаунов на тренды информатизации.
Цель освоения дисциплины
- Получение студентами системных знаний и компетенций в сферах сбора, обработки, анализа, использования и распространения информации органами государственной власти и местного самоуправления.
- Усвоение предметных компетенций в вопросах информационного поиска и использования информационных технологий в системе государственного и муниципального управления.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные цели и задачи цифровизации государственных и муниципальных органов, в том числе в исторической ретроспективе.
- Знать направления и тренды цифровизации государственных и муниципальных органов.
- Знания структуры экосистемы Электронного Правительства.
- Формирование у студентов: Знания основных целей и задач цифровизации государственных и муниципальных органов, в том числе в исторической ретроспективе. Знания направлений и трендов цифровизации государственных и муниципальных органов. Знания достоверных источников информации, связанных с государственной и муниципальной цифровизацией. Понимания организационной структуры управления цифровизацией государственных и муниципальных органов.
- Знания структуры экосистемы Электронного Правительства. Понимания типовой структуры информационных систем государственных и муниципальных органов. Знания жизненного цикла информационных систем. Навыки планирования мероприятий по цифровизации государственных и муниципальных органов. Навыки управления проектами по оцифровке государственных и муниципальных сервисов. Навык подбора технологических решений для оцифровки государственных и муниципальных сервисов.
- Навыков моделирования бизнес-процессов предоставления государственных и муниципальных сервисов, в т.ч. с использованием информационных систем. Навыков описания архитектуры данных в информационных системах. Навыков прототипирования государственных и муниципальных сервисов.
Содержание учебной дисциплины
- Цели, задачи и направления цифровизации публичного управления
- ИТ-ландшафт государственных и муниципальных органов
- Процесс проектирования и разработки информационных систем в государственных и муниципальных органах
- Основы работы с процессами государственных и муниципальных органов, автоматизируемыми с помощью информационных систем
- Данные государственных и муниципальных органов
- Организационный контур управления цифровой трансформацией государственных и муниципальных органов
- Политика импортозамещения в сфере ИТ
- Ключевые тренды цифровой трансформации публичного управления
- История ИТ, основные понятия курса, актуальность изучения
Элементы контроля
- Домашнее задание 1Студенты в группах до 3 человек самостоятельно выбирают информационную систему, внедренную в государственном или муниципальном органе, и готовят доклад с информацией о ней: 1. Владелец (оператор) информационной системы. 2. Дата создания информационной системы. 3. Нормативное обеспечение функционирования информационной системы. 4. Цели и задачи информационной системы. 5. Пользователи информационной системы. 6. Перечень сервисов государственных и муниципальных органов, процессы предоставления которых оцифрованных в информационной системе. 7. Перечни данных, ведение которых осуществляется в информационной системе. 8. Сложности, возникшие при внедрении информационной системы. 9. Стоимость владения информационной системой.
- Домашнее задание 2Описание бизнес-процесса предоставления государственного или муниципального сервиса, требующего оцифровки, «как есть» и «как будет» (с учетом оцифровки). Описание: Студенты в группах до 3 человек самостоятельно выбирают государственный или муниципальный сервис, которые на их взгляд имеет потенциал для оцифровки. Студенты готовят презентацию, содержащую: 1. Модель процесса «как есть». 2. Анализ проблем модели процесса «как есть». 3. Модель процесса «как будет». 4. Описание улучшений, количественная и качественная оценка эффектов от внедрения модели «как будет».
- Домашнее задание 3Описание архитектуры данных, которые должны использоваться в информационной системе при представлении государственного или муниципального сервиса. Описание: Студенты в группах до 3 человек на основе выбранного ранее государственного или муниципального сервиса готовят презентацию, содержащую: 1. Визуализацию архитектуры данных, которые должны использоваться в информационной системе при представлении государственного или муниципального сервиса. 2. Описание принципов качества данных, соблюдение которых обеспечено в рамках визуализации архитектуры данных.
- Домашнее задание 4Прототипирование интерфейса государственного или муниципального сервиса. Описание: Студенты в группах до 3 человек на основе выбранного ранее государственного или муниципального сервиса готовят прототип (макет) информационного сервиса, содержащий: 1. Не менее 5 экранов, отображаемых клиенту сервиса. 2. Логику переключения экранов. 3. Заполнение полей на экране тестовыми данными.
- Посещаемость семинарских занятий
- Активность на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.15 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.15 * Домашнее задание 3 + 0.2 * Домашнее задание 4 + 0.1 * Посещаемость семинарских занятий
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Государственные цифровые платформы : формирование и развитие, Стырин, Е. М., 2021
Рекомендуемая дополнительная литература
- Стырин, Е. М. Государственные цифровые платформы: формирование и развитие : монография / Е. М. Стырин, Н. Е. Дмитриева. — Москва : Высшая школа экономики, 2021. — 192 с. — ISBN 978-5-7598-2297-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/258779 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.