• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Медиаэкономика

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина нацелена на формирование у студента комплексного видения средств массовой информации как агента, действующего в системе хозяйственных отношений, в условиях рынка, в условиях особенного, нетрадиционного для обычной экономики, ценообразования и потребления. Материал курса, синтезирующий дискурсы различных научных областей знания (в особенности, анализа отраслевых рынков и институциональной экономики, отчасти социологии), призван помочь студентам освоить прикладное экономическое знание, расширить их профессиональный кругозор и компетенции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студента комплексное видение средств массовой информации как агента, действующего в системе хозяйственных отношений, в условиях рынка, в условиях особенного, нетрадиционного для обычной экономики, ценообразования и потребления;
  • Сформировать у студента прикладное экономическое знание.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает определение понятиям: трансакция, трансакционные издержки;
  • Может воспроизвести формулы расчета ключевых показателей в медапланировании: рейтинг, доля, охват, совокупное рейтинговое число;
  • Может дать определение и сформулировать основные и дополнительные условия агентской проблемы;
  • Может дать определение понятию "институт";
  • Может дать определение понятия "X-эффективность";
  • Может дать определение постиндустриального общества;
  • Может дать определение различным типам издержек;
  • Может дать определение четвертичного сектора экономики;
  • Может описать наиболее распространенные типов организационно-правовых форм в СМИ на основе изученных в ходе курса научных публикаций;
  • Может описать процесс сбора информации о ключевых показателях аудитории различных СМИ;
  • Может определить наличие эффекта масштаба на рынке в зависимости от графика издержек;
  • Может перечислить рынки, на которых конкурируют различные типы средств массовой информации;
  • Может привести примеры механизмов управления трансляциями (механизмов координации);
  • Может рассчитать минимальный эффективный выпуск участников рынка;
  • Определяет факторы конкурентоспособности фирмы на рынке;
  • Различает различные организационно-правовые формы, может перечислить ключевые и дать определение;
  • Различает сектора экономики;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Постиндустриальное общество и современная медиаэкономика.
  • Медиа рынки и их специфика.
  • Издержки, виды издержек, эффект масштаба.
  • Фирма на медиа рынке.
  • Барьеры входа, конкуренция на медиа рынках
  • Агентская проблема в экономике, управление персоналом.
  • Сбор и предоставление информации как сфера бизнеса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Активность на семинарских занятиях представляет собой высказывание комментариев и суждений по изучаемым темам, а также выполнение домашних заданий к семинарам в течение всего курса. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях в соответствии с требованиями к знаниям и компетенциям, предусмотренными программой, а также активностью студентов в дискуссиях, количеством и качеством подготовленных докладов, посещаемостью и т.д. Критерии оценивания конкретных домашних заданий приводятся в формулировках домашних заданий в SMART LMS.
  • неблокирующий Творческое задание
    «Творческое задание» представляет собой работу, которая выполняется во внеаудиторное время. Оно сдается преподавателю в системе SMART LMS не позднее установленного срока, после которого работа не принимается, а за домашнее задание выставляется оценка 0 баллов. Выполняется в небольших подгруппах (до 3 человек). Подгруппам требуется провести анализ конкурентоспособности двух медиа-организаций. Выбор медиа организаций может быть максимально широким - от двух маленьких подкастов, до двух информационных агентств. Для реализации задачи по анализу конкурентспособности студенты могут выбрать одну из схем (4Р/ 5 сил Портера/ SWOT). Требуется найти релевантную и максимально подробную статистическую и иную информацию по организациям, их деятельности, заполнить одну из трех схем, подготовить и сдать в текстовом виде преподавателю и презентовать на последнем семинаре результаты работы.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзаменационная работа представляет собой тестирование с закрытыми вопросами, которое выполняется в конце курса в присутствии преподавателя в системе "Тесты" в Smart LMS. Оценочные средства для итоговой аттестации (тесты) включают вопросы, в которых требуется оценить истинность / ложность суждений, вопросы с возможностью выбора правильного ответа из приведенного перечня, отсылающие студента к текстам, разобранным в ходе семинарских занятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.35 * Активность на семинарских занятиях + 0.35 * Творческое задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория отраслевых рынков : практикум : учеб. пособие, Юсупова, Г. Ф., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Институциональная экономика : новая институциональная экономическая теория: учебник для вузов, , 2006

Авторы

  • Васанова Ольга Львовна
  • Слободенюк Екатерина Дмитриевна