Бакалавриат
2023/2024
Великие русские книги
Статус:
Курс по выбору (Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ)
Направление:
38.03.01. Экономика
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Юзефович Галина Леонидовна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
История русской литературы XIX-ХХ веков кажется областью беспроблемной и отлично изученной. Школьная программа и многочисленные учебники предлагают неизменный набор главных произведений, описывают канву преемственности и уверенно указывают на сквозные мотивы. Однако все канонические списки однажды кто-то создавал – влиятельные критики, историки литературы, чиновники от образования. Бесспорные, как кажется сегодня, шедевры не всегда вызывали восторженную реакцию современников. А создатели великих текстов жили вовсе не строго друг за другом, как можно подумать, а творили практически одновременно, реагировали на происходящее вокруг и находились в сложном диалоге друг с другом. Для разбора на курсе «Великие русские книги» будут предложены, на первый взгляд, не самые очевидные вещи. У автора каждой из них в большинстве случаев есть гораздо более известные тексты – те самые, которые изучаются в школе и составляют канон русской литературы. Тем не менее, все предложенные произведения в свое время стали не только литературной удачей для своих создателей, но и заметным событием для современников. В этих текстах они читали об острейших проблемах своего времени, вместе с героями переживали типичные для эпохи коллизии и искали ответы на волнующие их вопросы – о месте романтика в прагматичном мире, об эффективности теории малых дел, о возможности повернуть ход истории, о праве жить частной жизнью и не интересоваться политикой, о публичной лжи и о том, как риторика государства определяет сознание и бытие его граждан. Задача курса – показать, как воспринимали те или иные произведения современники, а также воссоздать сопутствовавший им широкий культурный, общественный и исторический контекст.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Великие русские книги» является показать, как воспринимали те или иные произведения современники, а также воссоздать сопутствовавший им широкий культурный, общественный и исторический контекст.
Планируемые результаты обучения
- Владеет основами современной информационной библиографической культуры
- Владеет первичными навыками анализа художественного произведения и критического чтения
- Знает основные черты поэтики и содержание ключевых текстов русской литературы
- Может выражать и выстраивать аргументированную позицию по тому или иному тексту, критически относиться к фактам и любым мнениям, уметь аргументировано опровергать неубедительные интерпретации
Содержание учебной дисциплины
- «Записки охотника» И.С. Тургенева.
- «Кто виноват» А.И. Герцена. По мнению Белинского «не роман как таковой, а ряд биографий».
- «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
- «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского. Образ героя-рассказчика.
- «Дуэль» А.П. Чехова.
- «Мы» Е.И. Замятина.
- «Звездный билет» В.П. Аксенова.
- «Улетающий Монахов» А.Г. Битова.
- «Москва-Петушки» В. Ерофеева.
- «Омон Ра» В.О. Пелевина.
- «Метель» В.Г. Сорокина.
Элементы контроля
- Письменные работы на занятияхкороткие письменные работы на занятиях, предполагающие ответ на поставленный вопрос. В течение курса будет проведено пять таких работ, которые в сумме составят 50% оценки.
- Итоговое эссеИтоговое эссе, в котором студенты должны будут выбрать не входящий в программу курса художественный текст и продемонстрировать навыки его разбора с точки зрения литературного, критического, культурного, социального и политэкономического контекста. Эссе также составит 50% оценки.
- Письменные работы на занятияхкороткие письменные работы на занятиях, предполагающие ответ на поставленный вопрос. В течение курса будет проведено пять таких работ, которые в сумме составят 50% оценки.
- Итоговое эссеИтоговое эссе, в котором студенты должны будут выбрать не входящий в программу курса художественный текст и продемонстрировать навыки его разбора с точки зрения литературного, критического, культурного, социального и политэкономического контекста. Эссе также составит 50% оценки.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.25 * Итоговое эссе + 0.25 * Итоговое эссе + 0.25 * Письменные работы на занятиях + 0.25 * Письменные работы на занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Анализ художественного текста. Русская литература XX века: 20-е годы: Учебное пособие / Рогова К.А. - СПб:СПбГУ, 2018. - 286 с.: ISBN 978-5-288-05820-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001187
- Косович, Л. Ф. Русская литература Х-ХХ веков [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Ф. Косович, Е. П. Панова, Н. Ю. Филимонова. - 5-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2019. - 533 с. — (Русский язык как иностранный). – ISBN 978-5-9765-0332-8. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1048286
- Русская литература и культура XIX века. : учебное пособие / Н. Н. Акимова, Е. И. Анненкова, Ю. В. Балакшина [и др.] ; под ред. Н. Н. Акимовой. — Москва : КноРус, 2020. — 398 с. — ISBN 978-5-406-07754-2. — URL: https://book.ru/book/933613 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кременцов, Л. П. Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты : учебное пособие / Л. П. Кременцов. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2011. — 224 с. — ISBN 978-5-9765-0008-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/2631 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Сакулин, П. Н. Русская литература в 2 ч. Часть 2. Вторая культурная эпоха (под знаком европеизма) / П. Н. Сакулин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 527 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09754-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428497 (дата обращения: 28.08.2023).