• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Психология спорта

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Психология спорта» знакомит слушателей с современными исследованиями и практикой в области спортивной психологии. В рамках курса будут рассмотрены как теоретические предпосылки анализа разных уровней спортивных достижений – от индивидуального до контекстуального, так и возможности для практического применения для спортсменов, тренеров и спортивных психологов. Изучение предикторов и последствий спортивных достижений также неразрывно связано с применением на практике полученных результатов в виде разработки программ по повышению эффективности спортивных команд. Курс является курсом по выбору для студентов бакалавриата образовательной программы «Психология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать представления об основных теориях и моделях в спортивной психологии
  • сформировать навыки комплексного анализа предикторов и последствий спортивных достижений, учитывая индивидуальные, групповые и внешние факторы
  • научить разрабатывать программы, направленные на повышение результативности в спорте
  • подготовить участников курса к использованию техник эффективного публичного выступления для презентации результатов проекта профессиональной аудитории
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • использовать техники эффективного публичного выступления для презентации результатов проектной работы профессиональной аудитории
  • формулировать и воспроизводить психологические концепции, модели и механизмы спортивной психологии
  • решать стандартные кейсы относительно спортивных достижений, с учетом социально-психологических моделей и особенностей контекста
  • разработать программу, направленную на повышение эффективности спортивной команды
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология спорта: от истории к практике
  • Индивидуальные факторы успеха: спортсменами рождаются или становятся?
  • Мотивация: почему мы занимаемся спортом и физическими нагрузками?
  • Представления о победах и поражениях: от концентрации внимания до креативности
  • Эмоции побед и поражений: от личного к командному
  • Социальная психология команды: от сплоченности до лидерства
  • Межличностное поведение: от конкуренции до кооперации
  • Внешние факторы: «в гостях хорошо, а дома лучше?»
  • Психодиагностика в спорте
  • Темная и светлая сторона спорта: от травм до удовлетворенности жизнью
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Решение кейса
    Студентам предлагается проанализировать ситуации, обращаясь к понятийному аппарату, теориям и моделям спортивной психологии. В этом случае студенты разбиваются на группы по 4-5 человек, в течение 30 минут отвечают на вопросы по материалу, после чего выступают перед аудиторией.
  • неблокирующий Тест
    Тест представляет собой тестовые вопросы с множественными ответами, на которые каждый студент дает ответы индивидуально. Оценка выставляется за правильные ответы на вопросы (20 вопросов по 0.5 балла за правильный ответ)
  • неблокирующий Групповой проект
    Цель задания – разработать программу, направленную на повышение результативности спортивной команды. Ориентируясь на модели и феномены в спортивной психологии, предложите действия, которые помогут повысить эффективность команды, учитывая индивидуальные, групповые и внешние факторы. При анализе необходимо определить особенности команды, предлагаемых интервенций, тренера и особенностей контекста. Задание выполняется в группах из 3 - 4 человек.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой тест в ЛМС (30 вопросов, время выполнения – 30 минут).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.35 * Групповой проект + 0.15 * Решение кейса + 0.2 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Billings, A. C. (2014). Routledge Handbook of Sport and New Media. Routledge.
  • Key concepts in sport psychology, Kremer, J., 2012
  • McGarry, T., Sampaio, A. J. de E., & O’Donoghue, P. (2013). Routledge Handbook of Sports Performance Analysis. Routledge.
  • Sport psychology, Tod, D., 2010
  • Tod, D. (2014). Sport Psychology : The Basics. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=792366
  • Психология спорта, Ильин, Е. П., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Broch, T. B., & Skille, E. Å. (2019). Performing Sport Political Legitimacy: A Cultural Sociology Perspective on Sport Politics. Sociology of Sport Journal, 36(2), 171–178. https://doi.org/10.1123/ssj.2017-0204
  • PaulM. Pedersen. (2016). Routledge Handbook of Sport Communication. Routledge.
  • Schulkin, J. (2016). Sport : A Biological, Philosophical, and Cultural Perspective. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1341918
  • Sport psychology, LeUnes, A., 2008

Авторы

  • Прусова Ирина Сергеевна
  • Лавелина Дарья Яковлевна