Бакалавриат
2023/2024





Правовое регулирование медиа
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Правовое регулирование медиа» направлен на формирование понимания основ законодательства в области медиа. В результате освоения курса студенты узнают об основных источниках медиаправа; базовых принципах регулирования СМИ и новых медиа в России; правовых основах редакционной деятельности; об объёме прав и обязанностей субъектов массово-информационных отношений; об ограничениях в распространении массовой информации, согласно нормам российского информационного права. Студенты научатся применять источники массово-информационного права в своей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами права; использовать и защищать профессиональные права в интересах обеспечения граждан необходимой информацией и успешной бесперебойной работы медиа. Курс нацелен на развитие общей правовой культуры студентов; на овладение студентами необходимыми навыками чтения и анализа основных источников информационного права, судебных решений. Студенты приобретут опыт идентификации типичных нарушений, которые возникают в ходе профессиональной редакционной деятельности и деятельности медиакомпаний.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать понимание роли права в деятельности медиа
- Дать представление об основах законодательства в области медиа в России
- Обучить применению полученных в ходе курса правовых знаний в творческой работе, для защиты интересов государства и общества, своих профессиональных прав
Планируемые результаты обучения
- Классифицирует виды запрещенной к распространению рекламы в РФ
- Классифицирует и интерпретирует возможные случаи свободного использования произведений в деятельности журналиста
- Классифицирует посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию в зависимости от вида правовой ответственности
- Классифицирует права и обязанности журналиста
- Классифицирует права, возникающие у автора, в соответствии с положениями Части Четвертой Гражданского кодекса РФ
- Называет гарантии неприкосновенности частной жизни, предусмотренные российским законодательством
- Называет критерии охраноспособности произведений в контексте авторского права
- Называет основные требования и ограничения к рекламе в медиа, в соответствии с ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
- Называет различия в правовых статусах зарегистрированных в установленном законом порядке СМИ и новых медиа
- Отличает право на опровержение от права на ответ
- Перечисляет основные источники медиаправа на международном и национальном уровнях
- Различает и определяет виды ответственности за нарушение прав автора в конкретном кейсе
- Решает кейсы, связанные с правом на частную жизнь третьих лиц в контексте профессиональной деятельности журналиста
- Трактует понятия "факт", "оценочное суждение", "фейк" в контексте международных стандартов и национального законодательства
- Называет регламентирующие нормативно-правовые документы и требования в сфере массовой информации
- Выделяет разные виды ответственности для СМИ и журналистов, называет основания их применения.
- Называет общие подходы к регулированию персональных данных в РФ и ответственность за нарушения. Формулирует особенности работы СМИ с персональными данными.
- Объясняет нормы и правила работы журналиста-международника
- Формулирует роль и значение нематериальных благ в деятельности медиа
- Называет основные тенденции в современном правовом регулировании медиасферы в России и в мире
- Называет основные подходы регулирования ИИ, сформировавшиеся в России и в мире
- Называет основные тенденции и принципы правовой защиты персональных данных на национальном и международном уровнях
- Раскрывает концепцию "права на забвение" в контексте российского правового регулирования информационной сферы
- Раскрывает основные принципы правового регулирования деятельности СМИ в РФ на современном этапе
- Идентифицирует правовые риски, связанные с использованием произведений третьих лиц в медиапроектах
- Называет основные подходы, сложившиеся в современном регулировании ИИ в контексте интеллектуальных прав на национальном и международном уровнях
- Называет основные виды авторско-правовых договоров и их особенности, в соответствии с Четвертой частью ГК РФ
- Называет особенности правового регулирования распространения рекламы в Интернете на современном этапе развития рекламного законодательства РФ
- Классифицирует медиаконтент возрастной маркировкой в соответствии с нормами N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
- Называет основные ограничения распространения информации в контексте N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в курс: основные понятия и источники медиаправа. Тенденции в правовом регулировании медиасферы в России и в мире.
- Тема 2: Организация деятельности редакции СМИ: права, обязанности, ограничения и гарантии профессиональной деятельности журналиста в РФ.
- Тема 3: Защита чести, достоинства и деловой репутации в РФ. Ответственность за распространение «недостоверной» информации.
- Тема 4: Неприкосновенность частной жизни: защита права на изображение и “приватности” в Интернете. Правовое регулирование персональных данных.
- Тема 5: Интеллектуальная собственность в медиа: авторско-правовой аспект. Авторское право и цифровой контент, технологии ИИ.
- Правовое регулирование рекламы
Элементы контроля
- Активность на семинарахРешение кейсов, выполнение упражнений в классе и домашних заданий.
- Тесты по итогам лекций
- Промежуточное тестовое задание
- Письменный экзаменКоличество заданий в тесте может подлежать изменениям на усмотрение преподавателя в соответствии с объемом пройденного материала по дисциплине.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.15 * Активность на семинарах + 0.5 * Письменный экзамен + 0.25 * Промежуточное тестовое задание + 0.1 * Тесты по итогам лекций
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 868 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16021-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536931 (дата обращения: 27.08.2024).
- Позднякова, Е. А. Авторское право : учебник и практикум для вузов / Е. А. Позднякова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 256 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16007-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536222 (дата обращения: 27.08.2024).
- Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2002
- Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2017
- Шершеневич, Г. Ф. Авторское право на литературные произведения / Г. Ф. Шершеневич ; составитель В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 274 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06842-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539514 (дата обращения: 27.08.2024).
- Щербак, Н. В. Авторское право : учебник и практикум для вузов / Н. В. Щербак. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15929-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538568 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бачило, И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468354 (дата обращения: 27.08.2024).
- Бачило, И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535437 (дата обращения: 27.08.2024).
- Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 497 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10593-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451031 (дата обращения: 27.08.2024).
- Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Федотов, М. А., 2002
- Рассолов, И. М. Информационное право : учебник и практикум для вузов / И. М. Рассолов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 427 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18043-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535625 (дата обращения: 27.08.2024).
- Савина, В. С., Авторское право в творческих индустриях в условиях цифровой экономики : монография / В. С. Савина, А. В. Гурко, Л. М. Войтова, О. А. Пятаева. — Москва : Русайнс, 2022. — 119 с. — ISBN 978-5-4365-9027-1. — URL: https://book.ru/book/942733 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.