Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Правовое регулирование медиа

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Правовое регулирование медиа» направлен на формирование понимания основ законодательства в области медиа. В результате освоения курса студенты узнают об основных источниках медиаправа; базовых принципах регулирования СМИ и новых медиа в России; правовых основах редакционной деятельности; об объёме прав и обязанностей субъектов массово-информационных отношений; об ограничениях в распространении массовой информации, согласно нормам российского информационного права. Студенты научатся применять источники массово-информационного права в своей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами права; использовать и защищать профессиональные права в интересах обеспечения граждан необходимой информацией и успешной бесперебойной работы медиа. Курс нацелен на развитие общей правовой культуры студентов; на овладение студентами необходимыми навыками чтения и анализа основных источников информационного права, судебных решений. Студенты приобретут опыт идентификации типичных нарушений, которые возникают в ходе профессиональной редакционной деятельности и деятельности медиакомпаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание роли права в деятельности медиа
  • Дать представление об основах законодательства в области медиа в России
  • Обучить применению полученных в ходе курса правовых знаний в творческой работе, для защиты интересов государства и общества, своих профессиональных прав
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Классифицирует виды запрещенной к распространению рекламы в РФ
  • Классифицирует и интерпретирует возможные случаи свободного использования произведений в деятельности журналиста
  • Классифицирует посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию в зависимости от вида правовой ответственности
  • Классифицирует права и обязанности журналиста
  • Классифицирует права, возникающие у автора, в соответствии с положениями Части Четвертой Гражданского кодекса РФ
  • Называет гарантии неприкосновенности частной жизни, предусмотренные российским законодательством
  • Называет критерии охраноспособности произведений в контексте авторского права
  • Называет основные требования и ограничения к рекламе в медиа, в соответствии с ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
  • Называет различия в правовых статусах зарегистрированных в установленном законом порядке СМИ и новых медиа
  • Отличает право на опровержение от права на ответ
  • Перечисляет основные источники медиаправа на международном и национальном уровнях
  • Различает и определяет виды ответственности за нарушение прав автора в конкретном кейсе
  • Решает кейсы, связанные с правом на частную жизнь третьих лиц в контексте профессиональной деятельности журналиста
  • Трактует понятия "факт", "оценочное суждение", "фейк" в контексте международных стандартов и национального законодательства
  • Называет регламентирующие нормативно-правовые документы и требования в сфере массовой информации
  • Выделяет разные виды ответственности для СМИ и журналистов, называет основания их применения.
  • Называет общие подходы к регулированию персональных данных в РФ и ответственность за нарушения. Формулирует особенности работы СМИ с персональными данными.
  • Объясняет нормы и правила работы журналиста-международника
  • Формулирует роль и значение нематериальных благ в деятельности медиа
  • Называет основные тенденции в современном правовом регулировании медиасферы в России и в мире
  • Называет основные подходы регулирования ИИ, сформировавшиеся в России и в мире
  • Называет основные тенденции и принципы правовой защиты персональных данных на национальном и международном уровнях
  • Раскрывает концепцию "права на забвение" в контексте российского правового регулирования информационной сферы
  • Раскрывает основные принципы правового регулирования деятельности СМИ в РФ на современном этапе
  • Идентифицирует правовые риски, связанные с использованием произведений третьих лиц в медиапроектах
  • Называет основные подходы, сложившиеся в современном регулировании ИИ в контексте интеллектуальных прав на национальном и международном уровнях
  • Называет основные виды авторско-правовых договоров и их особенности, в соответствии с Четвертой частью ГК РФ
  • Называет особенности правового регулирования распространения рекламы в Интернете на современном этапе развития рекламного законодательства РФ
  • Классифицирует медиаконтент возрастной маркировкой в соответствии с нормами N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
  • Называет основные ограничения распространения информации в контексте N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в курс: основные понятия и источники медиаправа. Тенденции в правовом регулировании медиасферы в России и в мире.
  • Тема 2: Организация деятельности редакции СМИ: права, обязанности, ограничения и гарантии профессиональной деятельности журналиста в РФ.
  • Тема 3: Защита чести, достоинства и деловой репутации в РФ. Ответственность за распространение «недостоверной» информации.
  • Тема 4: Неприкосновенность частной жизни: защита права на изображение и “приватности” в Интернете. Правовое регулирование персональных данных.
  • Тема 5: Интеллектуальная собственность в медиа: авторско-правовой аспект. Авторское право и цифровой контент, технологии ИИ.
  • Правовое регулирование рекламы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Решение кейсов, выполнение упражнений в классе и домашних заданий.
  • неблокирующий Тесты по итогам лекций
  • неблокирующий Промежуточное тестовое задание
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Количество заданий в тесте может подлежать изменениям на усмотрение преподавателя в соответствии с объемом пройденного материала по дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.15 * Активность на семинарах + 0.5 * Письменный экзамен + 0.25 * Промежуточное тестовое задание + 0.1 * Тесты по итогам лекций
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 868 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16021-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536931 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Позднякова, Е. А.  Авторское право : учебник и практикум для вузов / Е. А. Позднякова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 256 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16007-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536222 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2002
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2017
  • Шершеневич, Г. Ф.  Авторское право на литературные произведения / Г. Ф. Шершеневич ; составитель В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 274 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06842-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539514 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Щербак, Н. В.  Авторское право : учебник и практикум для вузов / Н. В. Щербак. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15929-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538568 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бачило, И. Л.  Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468354 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Бачило, И. Л.  Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535437 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 497 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10593-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451031 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Федотов, М. А., 2002
  • Рассолов, И. М.  Информационное право : учебник и практикум для вузов / И. М. Рассолов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 427 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18043-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535625 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Савина, В. С., Авторское право в творческих индустриях в условиях цифровой экономики : монография / В. С. Савина, А. В. Гурко, Л. М. Войтова, О. А. Пятаева. — Москва : Русайнс, 2022. — 119 с. — ISBN 978-5-4365-9027-1. — URL: https://book.ru/book/942733 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.

Авторы

  • Павленко Валентина Юрьевна
  • Денисова Алена
  • Федорова Ксения Александровна
  • Панасенко Юлия Владимировна