Бакалавриат
2023/2024
Социология массовых коммуникаций
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Социология массовых коммуникаций» направлена на развитие знаний о социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций; формирование представлений о генезисе и специфике современного развития медиа среды, средств массовых коммуникаций в контексте изменений социально-культурного, политического, публичного пространств; обучение использования полученных знаний для интерпретации современной проблематики в области изучения массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов базовых знаний о методологических основаниях социологии и ключевых социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций, а также развитие представлений о генезисе современной медиа-среды и специфике средств массовых коммуникаций в контексте изучения социокультурного, политического и публичного пространств.
Планируемые результаты обучения
- Знает методологические требования к работе над текстом академического эссе. Ориентируется в разнообразии информационных ресурсов, онлайн-платформ, научных изданий, релевантных проблематике курса.
- Демонстрирует навыки корректного применения социологических понятий в контексте анализа ключевых подходов Р. Мертона, П. Лазерсфельда, М. Маклюэна, П. Бурдье, М. Кастельса, Э. Гоффмана (символическая власть, цензура поля, “гендерный дисплей”, стигма, фрейм, дисфункция социального института, “эффект бумеранга”, информационное общество, сетевое общество, культура “реальной виртуальности”, "горячие" и "холодные" медиа и др.)
- Знает основные этапы развития исследований социальных, культурных и технологических изменений медиасреды, предметное поле этих исследований и ключевых авторов
- Понимает междисциплинарные границы социологии массовых коммуникаций и близких отраслей социологического знания
- Понимают междисциплинарные границы социологии массовых коммуникаций и близких отраслей социологического знания.
- Различает области применения теорий и методов изучения сферы массовых коммуникаций в контексте следующих подходов: системно-структурный, конструктивистский, Чикагская школа, неомарксизм и Франкфуртская школа, Торонтская школа
- Различает области применения теорий, подходов, методов изучения общественного мнения и медиа среды. Знает специфику взаимодействия институтов рекламы, связей с общественностью и журналистики
- Различает области применения теорий, подходов, методов изучения общественного мнения и медиа среды. Умеет оперировать категориями: публичное пространство, публичная сфера, общественный интерес, общественное мнение, дискурс. Различает основные теоретические подходы изучения трансформаций публичной сферы в историко-социологической перспективе
- Различает функции массовой коммуникации на уровне общества и индивида. Знает специфику развития массовой коммуникации как институализированной формы производства и распространения публичных сообщений в широких масштабах: явные и латентные функции медиа, роль медиа в социализации личности, связь медиа с социальной, политической, экономической системами. Ориентируется в различных видах пропаганды
- Способен анализировать историческое развитие средств массовой коммуникации в контексте разнообразных концепций осмысления процессов сохранения и передачи человеческого опыта и памяти
- Умеет оперировать категориями: публичное пространство, публичная сфера, общественный интерес, общественное мнение, дискурс. Различает основные теоретические подходы изучения трансформаций публичной сферы в историко-социологической перспективе
- Уметь самостоятельно использовать понятийный аппарат социологии массовых коммуникаций, выстраивать между понятиями связи при интерпретации проблематики процессов массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью
- Демонстрирует навыки корректного применения ключевых понятий: коммуникация, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации (СМК), средства массовой информации (СМИ), масс-медиа, новые медиа, информационное общество, медиация, медиатизация
Содержание учебной дисциплины
- Лекция 1. Введение в социологию массовых коммуникаций.
- Лекция 2. Структурно-функциональный подход в исследованиях СМК.
- Лекция 3. Социальный конструктивизм в исследованиях СМК.
- Лекция 4. Концептуализация предмета СМК.
- Лекция 5. Критический анализ СМК.
- Лекция 6. Социальный капитал, социальная проблема в масс-медиа.
- Лекция 7. СМК и социальные изменения.
- Лекция 8. Торонтская школа в исследовании СМК.
- Лекция 9. Массовая коммуникация и общественное мнение.
- Лекция 10. Массовая коммуникация и общественное мнение в контексте публичной сферы.
- Лекция 11. Теория сетевого общества и коллективное поведение.
- Лекция 12. Теория сетевого общества и коллективная память.
- Семинар 1-2. Вводная часть. Обсуждение работы П. Лазерсфельда и Р. Мертона “Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие”.
- Семинар 3-4. Обсуждение работы Э. Гоффмана "Гендерный дисплей”.
- Семинар 5-6. Обсуждение работы П. Бурдье “О телевидении и журналистике”.
- Семинар 7-8. Обсуждение работы М. Маклюэна “Понимание медиа: внешние расширения человека”.
- Семинар 9. Обсуждение работы М. Кастельса “Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе”
Элементы контроля
- Аудиторная работа на семинарских занятиях 1–9
- Контрольная работа по темам семинаров 1-6
- Итоговый тест (по темам лекций 1–12, семинаров 1–9 и источникам для самостоятельной работы)
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.4 * Аудиторная работа на семинарских занятиях 1–9 + 0.3 * Итоговый тест (по темам лекций 1–12, семинаров 1–9 и источникам для самостоятельной работы) + 0.3 * Контрольная работа по темам семинаров 1-6
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Социология массовых коммуникаций : учеб. пособие, Черных, А. И., 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
- История и теория медиа - 978-5-7598-1188-6 - Кирия И.В., Новикова А.А. - 2017 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362024 - 362024 - iBOOKS