Магистратура
2023/2024
Научно-исследовательский семинар "Методы исследования в образовании"
Статус:
Курс обязательный (Педагогическое образование)
Направление:
44.04.01. Педагогическое образование
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Педагогическое образование
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Специалисты в области образования должны владеть основными методами исследования. Данная дисциплина позволяет овладеть качественными и количественными методами сбора и обработки данных. В процессе изучения методов студенты смогут применить их не только для проведения своего исследования, но и для решения профессиональных задач, с которыми сталкиваются в процессе работы в качестве учителей или педагогических дизайнеров. Кроме того студенты смогут научиться использовать результаты исследований, опубликованных в научных статьях, для повышения качества своей работы.
Цель освоения дисциплины
- Овладеть количественными и качественными методами сбора и обработки данных, используемых в исследованиях в области образования.
Планируемые результаты обучения
- Разрабатывает программу исследования
- 1. различает основные типы исследовательских дизайнов
- 4. описывает выборку исследования
- Применяет методики сбора качественных или количественных эмпирических данных, проводит анализ этих данных и интерпретирует результаты
- Обосновывает выбор метода наблюдения (или case-study) в соответствии с поставленной исследовательской задачей; умеет анализировать образовательное пространство по предложенной схеме.
- Использует знания о методах на практике для описания и объяснения происходящих событий и процессов в образовании
- Разрабатывает научно-обоснованные критерии оценки учебных материалов, анализирует их и делает выводы на основе анализа.
- Использует приемы академического письма для организации текста ВКР.
- Представляет результаты исследования в формате научного текста.
- Создает презентацию, используя приемы анализа и компрессии текста
- Готовит доклад к предзащите ВКР.
Содержание учебной дисциплины
- Как спланировать научное исследование?
- Сбор данных в качественном исследовании (глубинные интервью, фокус-группы)
- Метод наблюдения в качественном исследовании (в том числе как один из способов проанализировать образовательное пространство школьника)
- Анализ качественных эмпирических данных и представление результатов исследования
- Сбор данных для количественного исследования. Отбор респондентов
- Проведение анализа количественных данных.
- Анализ нормативных документов и учебных материалов
- Как представить результаты научного исследования?
Элементы контроля
- Качественные методыМожно выбрать один из двух вариантов. Вариант 1. Сформулировать исследовательский вопрос (он может затрагивать любой интересующий аспект в образовании), описать тему, объект и предмет. Составить сценарий гайда и провести не менее трех глубинных интервью. Провести анализ полученной в интервью информации и сделать выводы. Провести саморефлексию о проделанной работе. Вариант 2. Сформулировать исследовательский вопрос (он может затрагивать любой интересующий аспект в образовании), описать тему, объект и предмет. Выбрать методику наблюдения из предложенных на курсе или свою. Провести наблюдение в классе/досуговой организации и зафиксировать его результаты. Провести анализ собранной информации и сделать выводы. Провести саморефлексию о проделанной работе.
- Количественные методыСделать расчеты описательной статистики, коэффициента корреляции и среднего значения на основе предложенной преподавателем базы данных, оформить их в соответствии с требованиями и проинтерпретировать.
- Анализ нормативных документов или учебных материаловВыбрать нормативные документы или учебные материалы / учебник. Сформулировать исследовательский вопрос (ИВ) и критерии анализа с научным обоснованием. Провести анализ (количественный или качественный) и сделать выводы, которые позволяют дать ответ на ИВ.
- Презентация итогового проектаПредставить программу и инструментарий своего исследования
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.2 * Анализ нормативных документов или учебных материалов + 0.2 * Качественные методы + 0.2 * Количественные методы + 0.4 * Презентация итогового проекта
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Белановский С.А. - Глубокое интервью и фокус-группы - НИЦ ИНФРА-М - 2019 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=344899
- Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил - 5-7598-0102-3 - Радаев В. В. - 2001 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/352970 - 352970 - iBOOKS
- Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
- Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS : учеб. пособие для вузов, Крыштановский, А. О., 2006
- Гельфман, Э. Г. Психодидактика школьного учебника : учебное пособие для вузов / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 328 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06481-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516244 (дата обращения: 27.08.2024).