Бакалавриат
2023/2024





Продвинутый курс арабского языка
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа востоковедения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
4-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Абоелела Ахмед Анвар,
Алсаткина Инна Архиповна,
Боднар Сергей Николаевич,
Галеев Ильдар Наилевич,
Зелтынь Андрей Владимирович,
Матросов Валерий Анатольевич
Язык:
русский
Кредиты:
21
Контактные часы:
490
Программа дисциплины
Аннотация
Основное внимание в программе сосредоточено на дальнейшем повышении коммуникативных речевых навыков, на выработке у обучаемых системного подхода к освоению материала, повышении уровня их аналитических и переводческих навыков. Требования программы предполагают оптимизацию и активизацию всех ранее приобретенных навыков: чтения, восприятия на слух, распознавания неадаптированных текстов и аудио сообщений повышенной сложности общественно-политического, экономического, страноведческого и социокультурного характера. Программа нацелена на формирование и закрепление навыков самостоятельной работы с текстовыми и аудио-визуальными материалами информационно-политической и художественно-публицистической направленности; развитие и совершенствование переводческих умений и навыков, как на базе учебных материалов, предусмотренных данной программой, так и специально привлекаемых для этих целей.
Цель освоения дисциплины
- Целями дисциплины являются: 1. качественное совершенствование активных и пассивных навыков устной и письменной речи и их последовательное доведение до автоматизма; 2. формирование на их основе речевой деятельности в ее четырех видах; 3. систематизация и активизация языковых знаний через освоение понятийного аппарата арабской языковедческой традиции; 4. формирование и закрепление навыков работы со словарем и самостоятельной работы с информационными и художественными текстами; 5. развитие и совершенствование переводческих умений и навыков на базе текстов, как уже освоенных, так и специально привлекаемых для этой цели
Планируемые результаты обучения
- Владеет графикой и техникой письма. Демонстрирует развитие репродуктивных и формирование продуктивных навыков письма, включающих умение составлять сочинение по лексически освоенным темам.
- Демонстрирует умение полно и точно понимать содержащуюся в тексте информацию. Демонстрирует навыки говорения в монологической и диалогической речи по тематике текстов, предлагаемых в изучающем чтении. Демонстрирует репродуктивные навыки письма. Демонстрирует активное употребление в письменной и устной речи 600 новых лексических единиц в составе словосочетаний разного типа
- Показывает графику и технику письма. Демонстрирует развитие репродуктивных и формирование продуктивных навыков письма, включающих умение составлять сочинение по лексически освоенным темам.
- Владеет грамматикой и лексическим минимумом в объеме изучаемой тематики. Способен поддерживать беседу по пройденной теме.
- Владеет и демонстрирует практическое применение основ грамматического строя арабского литературного языка
- Владеет необходимым запасом лексики для ведения дискуссии на изученную тематику, демонстрирует навыки неподготовленного чтения, перевода с листа и реферативного пересказа. Воспроизводит наиболее употребимый вокабуляр в общественно-политической сфере. Различает глаголы неполной семантики и неполной предикации; различные типы дополнений.
- Демонстрирует запас лексики и знаний грамматики для ведения неподготовленной беседы на тему финансовой и банковской деятельности.
- Демонстрирует знание грамматических правил и лексики урока. Умеет вести беседу по теме урока.
- Демонстрирует навыки аудио-визуального восприятия незнакомых сообщений, перевода и реферативного пересказа услышанного и прочитанного на арабском языке по тематике исламоведения.
- Демонстрирует навыки восприятия на слух, перевода на русский язык, краткого изложения и фиксации на письме аудио сообщений
- Демонстрирует навыки чтения, перевода с листа текстов и ведения дискуссии по тематике произведений арабской художественной литературы.
- Демонстрирует умение поддерживать диалог на тему "Присоединение арабских стран к Османской империи" и по теме «Коммуникативный этикет арабов». Умеет проводить морфологический и синтаксический анализ именного слова.
- Знает особенности литературно-художественного стиля и краткую биографию автора, умеет читать с листа, переводить на родной язык и кратко излагать основную сюжетную линию произведения.
- Использует лексику и фразеологию по теме "Торговля". Употребляет конструкции с числительными, обозначающие даты.
- Поддерживает беседу на тему "Исламское искусство".т Выделяет тему-подлежащее и рему-сказуемое именного предложения.
- Поддерживает беседу на тему "Международные организации и встречи". Выполняет синтаксический анализ, определяет квазисубъект-подлежащее глагольного предложения. Знает правила образования форм прошедшей и подобной страдательного глагола
- Поддерживает беседу на тему "Мусульмане и мусульманская вера". Знает модели словообразования имен места, времени и орудий труда, имен относительных и качественных.
- Поддерживает беседу на тему "Мусульманские обычаи и вопросы этике в исламе". Правильно употребляет слова, не относящиеся к категории знаменательных.
- Поддерживает беседу на тему "Функции языка в жизни общества"
- Поддерживает беседу на тему "Шахматы".
- Применяет в общении с носителями языка приобретенные знания о нравственных ценностях мусульман.
- Проводит анализ глагольного предложения, правильно выделяет субъект-подлежащее. Поддерживает диалог (беседу) по теме «Счастье – что это?» - Демонстрирует навык чтения и перевода с листа и дискуссии по теме текста «Сказать легко…» Делает информационное сообщение по обстановке в регионе Арабского Востока.
- Употребляет эмотивные формы.
Содержание учебной дисциплины
- "О функциях и значении языка в жизни общества".
- «Организация Объединенных Наций».
- Тематический блок "Искусство торговли".
- Лексический минимум и разговорные навыки по темам «Шахматы, правила игры; покупки, магазин»
- Лексический минимум и разговорные навыки по тематике «Мусульмане и мусульманская вера», «Аль-Бухари»
- «Цена ответственности», автор Абд аль-Халим Абдалла.
- «Присоединение арабских стран к Османской империи»
- рассказ Шукри Мухаммада Ияда «Вознаграждение»
- «Международные организации и встречи»
- «Исламское искусство».
- «Арабский экономический и социальный совет».
- «Доисламская эпоха – Ал-Джахилийя»
- тематические блоки «Нефть», «Должность и обязанности секретаря», литературное наследие Махмуда Теймура (рассказ «Скорбь отца»).
- Из литературного творчества Мустафы аль-Манфалуты (рассказ «Молодая поросль»)
- «Банковская деятельность»
- тематические блоки «Нравственное воспитание в Исламе», «Нравственные ценности исламского общества»
- Работа с видеоматериалами» (научно-популярные передачи) 1
- Работа с видеоматериалами» (научно-популярные передачи)
- Теоретическая грамматика арабского языка. Раздел 1
- Теоретическая грамматика арабского языка. Раздел 2
- Теоретическая грамматика арабского языка. Раздел 3
- Теоретическая грамматика арабского языка. Раздел 4
- Теоретическая грамматика арабского языка. Раздел 5
- Теоретическая грамматика арабского языка. Раздел 6
- Теоретическая грамматика арабского языка. Раздел 7
- Чтение художественной прозы на арабском языке.Из литературного наследия Т.Аль-Хакима
- Чтение художественной литературы на арабском языке. Из литературного наследия Т.Хусейна
- Чтение художественной литературы на арабском языке. Творчество В.Эд-Дина Якина
- Чтение художественной литературы на арабском языке. Из литературного наследия Х.Ибрагима
- Чтение художественной литературы на арабском языке. Творчество Х.Ибрагима
- Чтение художественной литературы на арабском языке. Из литературного наследия Гассана Канафани
- Чтение художественной литературы на арабском языке. Творчество и литературное наследие М.Нуайме
- Чтение художественной литературы на арабском языке. Из литературного наследия Л.Дейрани
- Чтение художественной литературы на арабском языке. Творчество и литературное наследие З.Тамера
- Чтение художественной литературы на арабском языке.Из литературного наследия Ю.Идриса
Элементы контроля
- Письменная итоговая работаПисьменная итоговая работа проводится на последнем занятии в модуле перед сессией в один день для всех групп. В случае отсутствия по неуважительной причине за письменную итоговую работу выставляется 0 баллов без права пересдачи. В случае отсутствия по уважительной причине студент должен написать письменную итоговую работу в день сдачи устного экзамена, а при невозможности это сделать в день сдачи устного экзамена по уважительной причине – в период пересдач.
- Устный экзаменЭкзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе ZOOM: http://zoom.us/ К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Должна быть обеспечена возможность слышать преподавателя/преподавателей. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Допускается использование арабского-русского словаря Баранова в печатном издании, использование электронных версий словаря запрещено. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование аналогичных заданий.
- Информационное сообщение
- Задание по письменному переводу
- Чтение, перевод и пересказ текста
- Участие в дискуссии в формате круглого стола
- Творческое задание (сочинение или эссе)
- Чтение с листа и перевод
- Своевременность выполнения домашних заданий
- Проверочные работы
- Чтение художественной прозы на арабском языке
- Аудирование и работа с видеоматериалами
- Устный экзаменЭкзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе ZOOM: http://zoom.us/ К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Должна быть обеспечена возможность слышать преподавателя/преподавателей. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Допускается использование арабского-русского словаря Баранова в печатном издании, использование электронных версий словаря запрещено. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование аналогичных заданий.
- БУ. Письменный аспект
- БУ. Устный аспектТекущий контроль проводится на платформе ZOOM. Конкретные задания указываются в системе LMS; их количество и вес определяются ведущим преподавателем. Ни один отдельно взятый элемент не превышает 0,3 от итоговой оценки и не является блокирующим.
- Круглые столыНа протяжении курса проводятся два круглых стола. Проводятся на платформе ZOOM.
- СМИ. Чтение и перевод по заданной тематике
- СМИ. Чтение и перевод с листа
- СМИ. Реферирование-изложение материалов арабских СМИ
- Аспект: Коран и сунна в современном контекстеВсе формы контроля принимаются или устно на платформе Zoom, или в форматах pdf | word
- Итоговая письменная работаИтоговая письменная работа проводится на основе аспекта БУ. Письменная итоговая работа проводится на последнем занятии в модуле перед сессией в один день для всех групп. В случае необходимости дистанционной сдачи экзамен проводится на платформе ZOOM. Подключиться следует согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Должна быть обеспечена возможность слышать преподавателя/преподавателей. Для написания работы студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться согласно точному расписанию, во время выполнения работы включить камеру и микрофон. Во время выполнения работы студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Допускается использование арабского-русского словаря Баранова в печатном издании, использование электронных версий словаря запрещено. Кратковременным нарушением связи во время выполнения работы считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время выполнения работы считается нарушение более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить выполнение работы.
- Устный экзаменУстный экзамен за 1-2 модули проводится на основе аспектов "Язык СМИ" и БУ. Экзамен проводится на платформе ZOOM. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Должна быть обеспечена возможность слышать преподавателя/преподавателей. Для сдачи экзамена студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться согласно точному расписанию, во время выполнения работы включить камеру и микрофон. Во время подготовки и сдачи студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Допускается использование арабско-русского словаря Баранова в печатном издании, использование электронных версий словаря запрещено. Кратковременным нарушением связи во время выполнения работы считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время выполнения работы считается нарушение более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить выполнение работы.
- Результирующая оценка за 3 курс
- Аспект "аудирование"
- Лингвострановедение. Диалог
- Лингвострановедение. Устное сообщение
- Устный экзаменУстный экзамен за 1-2 модули проводится на основе аспектов "Язык СМИ" и БУ. Экзамен проводится на платформе ZOOM. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Должна быть обеспечена возможность слышать преподавателя/преподавателей. Для сдачи экзамена студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться согласно точному расписанию, во время выполнения работы включить камеру и микрофон. Во время подготовки и сдачи студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Допускается использование арабско-русского словаря Баранова в печатном издании, использование электронных версий словаря запрещено. Кратковременным нарушением связи во время выполнения работы считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время выполнения работы считается нарушение более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить выполнение работы.
- Результирующая оценка по итогам 2 модуля
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.06 * Аудирование и работа с видеоматериалами + 0.05 * Задание по письменному переводу + 0.03 * Информационное сообщение + 0.2 * Письменная итоговая работа + 0.07 * Проверочные работы + 0.07 * Своевременность выполнения домашних заданий + 0.06 * Творческое задание (сочинение или эссе) + 0.2 * Устный экзамен + 0.07 * Участие в дискуссии в формате круглого стола + 0.03 * Чтение с листа и перевод + 0.12 * Чтение художественной прозы на арабском языке + 0.04 * Чтение, перевод и пересказ текста
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.06 * Аудирование и работа с видеоматериалами + 0.05 * Задание по письменному переводу + 0.03 * Информационное сообщение + 0.2 * Письменная итоговая работа + 0.07 * Проверочные работы + 0.07 * Своевременность выполнения домашних заданий + 0.06 * Творческое задание (сочинение или эссе) + 0.2 * Устный экзамен + 0.07 * Участие в дискуссии в формате круглого стола + 0.03 * Чтение с листа и перевод + 0.12 * Чтение художественной прозы на арабском языке + 0.04 * Чтение, перевод и пересказ текста
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.06 * Аспект: Коран и сунна в современном контексте + 0.105 * БУ. Письменный аспект + 0.06 * БУ. Устный аспект + 0.2 * Итоговая письменная работа + 0.03 * Круглые столы + 0.3 * Результирующая оценка за 3 курс + 0.013 * СМИ. Реферирование-изложение материалов арабских СМИ + 0.018 * СМИ. Чтение и перевод по заданной тематике + 0.014 * СМИ. Чтение и перевод с листа + 0.2 * Устный экзамен
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.048 * Аспект "аудирование" + 0.096 * БУ. Письменный аспект + 0.06 * БУ. Устный аспект + 0.2 * Итоговая письменная работа + 0.03 * Круглые столы + 0.033 * Лингвострановедение. Диалог + 0.033 * Лингвострановедение. Устное сообщение + 0.3 * Результирующая оценка по итогам 2 модуля + 0.2 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Nikolaeva, M. (2012). V. Agathangel Krymsky and the study of the history of literature of Syria and Lebanon in modern times (to the problem of Eurocentrism) ; А.Е. Крымский и вопросы изучения истории литературы Сирии и Ливана Нового времени (к проблеме европоцентризма). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C86140D0
- Практический курс арабского литературного языка. Ч.2: Нормативный курс, Лебедев, В. Г., 2007
- Скалозубова, О. С. (2011). Арабский язык: практика перевода: учеб.-метод. пособие для студентов фак. междунар. отношений спец. 1-23 01 03 «Лингвострановедение» / О. С. Скалозубова. — Минск: БГУ, 2011. — 38 с. Belarus, Europe: БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F5749AC8
- ТЕПТЮК ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ. (2014). Мотив обманной свадьбы в средневековых арабских макамах. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2C4462D
Рекомендуемая дополнительная литература
- 9781317364856 - Bualuan, Ghada - Stories from One Thousand and One Nights : For Intermediate and Advanced Students of Arabic - 2018 - Routledge - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1761618 - nlebk - 1761618
- Абдусатторов, А. (2012). Mavlana and the Problem of Rubai Transformation in Arabic Literature. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D5BCD66D
- Акаш, Б. (2011). Анализ Перевода Политического Интервью С Русского Языка На Арабский. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B59E5D8
- Акаш, Б. (2011). Анализ Перевода Политического Интервью С Русского Языка На Арабский. Актуальные Проблемы Гуманитарных и Естественных Наук, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15141781
- Золотухина, О. (2012). Пространственная Мифологема «Пустыня» В Творчестве Арабского Писателя Ибрагима Аль-Куни. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.224EA64A
- Мокрушина, А. (2013). Философско-аскетическая поэзия Абу-ль-Атахии. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14920050
- Тептюк, П. (2013). Некоторые Особенности Классической Макамы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.555F106