Бакалавриат
2023/2024
Глобальная визуальная культура
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит с основными концептуальными парадигмами, стилями, ключевыми авторами и деятелями, сформировавшими основные характеристики глобальных визуальных коммуникаций ХХ-ХХI века. Визуальные коммуникации рассматриваются как синтез комплекса художественных, социо-культурных, коммуникативных и технологических феноменов, формирующих культурное и повседневное пространство современного общества, включая дизайн, искусство, медиа, кино и сериалы. Курс знакомит студентов с актуальными теориями, продуктами, а также инструментами создания и научного анализа сферы визуальных коммуникаций.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является овладение базовыми теоретическими и практическими подходами к культурным исследованиям с акцентированием особого внимания к пониманию средств визуальной коммуникации и массовой культуры.
Планируемые результаты обучения
- Владеет семиотическим анализом репрезентации власти.
- Знает историю и основные концепции научной фантастики в массовой культуре.
- Знает ключевые образы и персонажи массовой культуры.
- Знает ключевые образы мира постапокалипсиса в массовой культуре.
- Знает основные модели представления о будущем и их репрезентации в кино; способен проводит их сравнительный анализ.
- Знает основные особенности и тенденции современной визуальной культуры и коммуникаций.
- Знает основные понятия психоанализа в массовой культуре.
- Знает основные понятия, владеет методами визуального исследования
- Знает основные теоретические положения и практические решения интернационального стиля в области визуальных коммуникаций. Владеет базовыми основами работы с модульной сеткой.
- Знает основные теоретические положения и практические решения постмодернизма. Может выделять модернистский и постмодернистский подход к визуальной коммуникации; может анализировать стилевые и концептуальные отличия между модернисткой, постмодернистской, метамодернистской визуальной культурой, дизайном и архитектурой.
- Знает особенности антимедиальных практик в искусстве, выделяет различия между авангардным и игровым кино.
- Знает особенности феномена культового кино.
- Знает приемы и проблемы репрезентации войны в кино, конфликтов и насилия в новых медиа.
- Может анализировать значение и влияние поп культуры и поп дизайна в современной массовой культуре.
- Может выявить основные особенности и концептуальные положения европейского и русского авангарда.
- Умеет использовать инструменты системного киноанализа. Знает и умеет использовать Эффект Кулешова.
- Умеет критически анализировать социальную реальность, ее репрезентацию и критику в кино и сериалах.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в предмет
- Революция авангарда: порядок и хаос
- Модернизм: интернациональный стиль в дизайне и визуальных коммуникациях
- Поп культура и визуальные коммуникации
- Постмодернизм и метамодернизм (к. ХХ н. XXI вв.)
- Современная визуальная культура и коммуникации
- Антимедиальные практики в искусстве
- Герменевтика массовой культуры: кино и сериалы
- Образы будущего: Утопия и антиутопия в массовой культуре
- Воображаемое: в одной далекой далекой галактике
- Мир катастрофы и постапокалипсис
- Супермен для масс
- Кинополитики и киноидеологии
- Социальная критика и глобализация
- Феномен культового кино
- Капитализм и шизофрения
- Война и мир в глобальной деревне
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модульОценка за предмет выставляется по следующей формуле: Оитог = 0,3*Осем + 0,3*Оэссе + 0,2*Оработа1 + 0,2*Оработа2, где Осем – оценка за семинарские занятия Оэссе – оценка за эссе "Системный киноанализ" Оработа1 – оценка за первую групповую работу Оработа2 – оценка за вторую групповую работу
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История дизайна, науки и техники. Кн.1: ., Рунге, В. Ф., 2006
- История дизайна, науки и техники. Кн.2: ., Рунге, В. Ф., 2007
- Кино как бизнес и политика : современная киноиндустрия США и России: учеб. пособие, Кокарев, И. Е., 2009
- Массовая культура : учеб. пособие для вузов, Акопян, К. З., 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ashby, C. (2017). Modernism in Scandinavia : Art, Architecture and Design. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1460060
- Edward Willett. (2018). Andy Warhol: Fighting to Revolutionize Art. [N.p.]: Enslow Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1680484
- Van den Akker, R., Gibbons, A., & Vermeulen, T. (2017). Metamodernism : Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism. London: Rowman & Littlefield International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1630594
- Берукашвили, Л. Г., Всё о метамодернизме : монография / Л. Г. Берукашвили. — Москва : Русайнс, 2018. — 73 с. — ISBN 978-5-4365-2482-5. — URL: https://book.ru/book/929430 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
- Елисеев, О. П. Культурно-историческая антропология : учебник для бакалавриата и магистратуры / О. П. Елисеев. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 469 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07163-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437491 (дата обращения: 28.08.2023).
- Массовая культура: современные западные исследования, , 2005
- Мировая художественная культура. XX век : изобразительное искусство и дизайн, Львова, Е. П., 2008
- Серс, Ф. Тоталитаризм и авангард: В преддверии запредельного [Электронный ресурс] / Ф. Серс, С.Б. Дубин. - М. : Прогресс-Традиция, 2017. - 337 с. - ISBN 978-5-89826-527-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018109 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018109
- Социология массовой коммуникации : учебник для вузов, Федотова, Л. В., 2003