• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

История России

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 11.03.02. Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 50
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Бабкова Галина Олеговна, Василенко Юрий Владимирович, Введенский Антон Михайлович, Видничук Анастасия Олеговна, Винецкий Рудольф Валентинович, Волкова Ирина Владимировна, Головлев Александр Игоревич, Горбатенко Яна Валерьевна, Гущин Валерий Рафаилович, Дзюбинский Ян Ростиславович, Домбаева Полина Геньевна, Жидкова Оксана Витальевна, Ильина Кира Андреевна, Карпенкина Янина Валерьевна, Кириллов Владимир Михайлович, Королева Марина Владимировна, Косоуров Дмитрий Алексеевич, Латышев Артём Валерьевич, Лупарева Надежда Николаевна, Мамлина Александра Борисовна, Могилевский Константин Ильич, Непряхин Иван Юрьевич, Парсамов Вадим Суренович, Парфеня Мария Игоревна, Петрова Мария Святославовна, Петрова Татьяна Михайловна, Платонова Евгения Сергеевна, Плиско Ольга Евгеньевна, Попова Вера Владимировна, Старков Арсений Вадимович, Туманова Анастасия Сергеевна, Хатанзейская Елизавета Владимировна, Хвальков Евгений Александрович, Холматов Темурмалик Комилджонович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История России» для студентов неисторических направлений и специальностей НИУ ВШЭ нацелен на формирование общегражданской идентичности российского общества посредством развития исторического сознания и способности осмысливать диахронные и синхронные процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами историзма и основываясь на достижениях современной исторической науки и смежных гуманитарных дисциплин. Курс «История России» строится на сочетании линейно-хронологического и проблемного принципов, определяющихся основными этапами российской истории: Русь IX - первой трети XIII в., Русские земли с середины XIII до конца XV в., Российское (Московское) государство XVI–XVII вв., Российская империя, Советская эпоха, современная Российская Федерация. В рамках курса объектами рассмотрения с источниковой и историографической позиций станет опыт складывания российской государственности, а также социальные, экономические, культурные, этноконфессиональные и т.д. процессы, имевшие место на территории современной России. Курс «История России» (4 кредита) для студентов неисторических направлений и специальностей НИУ ВШЭ реализуется в виде занятий лекционного (16 часов) и семинарского (60 часов) типов. Обязательной составляющей курса является онлайн-курс "История России" (44 часа).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать способность осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма;
  • сформировать комплекс знаний об основных этапах и опыте складывания российской государственности;
  • сформировать представления о наиболее важных социальных, экономических, культурных, этноконфессиональных и т.д. процессах, имевшие место на территории современной России;
  • сформировать первичные навыки проблемного и контекстного анализа исторических источников и исследовательской литературы по основным периодам и проблемам истории России;
  • сформировать представление о роли России в мировой истории и культуре;
  • сформировать первичное представление о принципах и способах транслирования результатов собственного исследования в устной и письменной форме.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • демонстрирует способность осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма;
  • - демонстрирует способность осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма
  • демонстрирует знание (называет и объясняет) об основных этапах и опыте складывания российской государственности;
  • демонстрирует первичные навыки проблемного и контекстного анализа исторических источников и исследовательской литературы по основным периодам и проблемам истории России;
  • демонстрирует первичное представление о принципах и способах транслирования результатов собственного исследования в устной и письменной форме
  • описывает, анализирует и объясняет роль России в мировой истории и культуре;
  • называет, описывает и анализирует наиболее важные социальные, экономические, культурные, этноконфессиональные и т.д. процессы, имевшие место в древности на территории современной России;
  • называет, описывает и анализирует наиболее важные социальные, экономические, культурные, этноконфессиональные и т.д. процессы, имевшие место в процессе складывания, становления и развития российской государственности в IX - первой трети XIII в.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие вопросы курса
  • Народы и государства на территории современной России в древности. Русь в IX — первой трети XIII в.
  • Русь в XIII–XV вв.
  • Россия в XVI–XVII вв.
  • Россия в XVIII в.
  • Российская империя в XIX — начале ХХ в.
  • Россия и СССР в советскую эпоху (1917–1991).
  • Современная Российская Федерация (1991–2024)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест входного контроля базовых знаний и компетенций по истории России
    Тестовые задания содержат основные вопросы для входного тестирования Перечень объектов контроля. Данные тесты могут быть использованы для контроля студентами основных терминов, дефиниций, персоналий, важных дат и т.п., изучаемых в курсе «История России». 3. Виды знаний, умений, контролируемые заданиями теста: 1 Владеть знаниями по истории России и всеобщей истории, знать их основные процессы и тенденции, и взаимосвязи между ними. 2 Уметь применять различные подходы к анализу социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем 3 Знать основные этапы развития истории России и мира, их особенности, уметь выявлять, обосновывать и анализировать основные тенденции. 4 Владеть умением анализировать и оценивать исторические события и процессы. 5 Знать основные структурные элементы исторических этапов, их детерминанты. 6 Владеть пониманием движущих сил и закономерностей исторического процесса; событий и процессов экономической истории; места и роли своей страны в истории человечества и современном мире 7 Знать особенности и противоречия исторического процесса в России в контексте общемировой цивилизации. Включает 20 вопросов 2-х типов: тип 1 – выбор 1 из множества, 10 вопросов;   Тестовое задание «Множественный выбор» – задание закрытого типа, в котором студенту предлагается выбрать верные утверждения из списка ответов. К каждому заданию этой части даны несколько возможных вариантов ответа, в которых имеется, возможно, не один, а несколько правильных ответов (1, 2 и более). тип 2 – «на сопоставление», 10 вопросов. «На сопоставление» – задание, в котором предлагается группа терминов и необходимо установить соответствие. Этот тип заданий состоит из основы (текст), нескольких подвопросов и соответствующего числа ответов. Предусмотрены два типа вопросов: 1. Установите соответствие между этическими категориями и их определениями. Запишите цифры и буквы выбранных ответов, сохраняя числовую последовательность. 2. Укажите последовательность. Запишите требуемую последовательность буквами. Продолжительность – 40 минут, максимальный балл – 10. В случае неудовлетворительной оценки (0–3) элемент контроля может быть пересдан (не позднее чем за 3 недели до проведения итоговой аттестации по дисциплине).
  • неблокирующий Проектная деятельность
    Цель проекта – изучение: 1) отдельных сюжетов, тем, периодов, событий, явлений и т.д. в истории России; 2) отраслевой и профильно-ориентированной истории в общем контексте отечественной истории. В междисциплинарном проекте студент/группа студентов репрезентирует и/или визуализирует результаты изучения исторических источников и исследовательской литературы по отдельной теме/проблеме истории России. Максимальный балл – 10; одинаковый балл выставляется всей группе студентов, участвовавшей в подготовке проекта. Продолжительность представления 1 проекта – от 20 до 40 минут. Элемент контроля не может быть пересдан.
  • неблокирующий Семинарские занятия
    Семинарские занятия проводятся в виде дискуссий по поставленной теме/проблеме, в ходе которых студент должен продемонстрировать знание комплекса исторических источников и литературы, предложенных для обсуждения.
  • неблокирующий Экзамен
    Форма проведения – очная. Продолжительность – 60 минут. Тест включает 44 вопроса двух типов по всем разделам настоящей программы: 1) выбор одного правильного из множества; 32 вопроса, 2 балла за каждый вопрос; 2) на упорядочивание и соотнесение - 12 вопросов; 3 балла за каждый вопрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.3 * Проектная деятельность + 0.3 * Семинарские занятия + 0.1 * Тест входного контроля базовых знаний и компетенций по истории России + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История России XX — начала XXI века. В 2 томах. Т. 1. 1900—1941 : учебник для вузов / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 424 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03272-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469168 (дата обращения: 27.08.2024).
  • История России XX — начала XXI века. В 2 томах. Т. 1. 1900—1941 : учебник для вузов / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 424 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03272-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511171 (дата обращения: 27.08.2024).
  • История России в 2 ч. Часть 1. 1914—1941 : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Ходяков [и др.] ; под редакцией М. В. Ходякова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 270 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04767-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491020 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Источниковедение - 978-5-7598-1900-4 - Данилевский И.Н., Добровольский Д.А., Казаков Р.Б. и др. - 2019 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362094 - 362094 - iBOOKS
  • Источниковедение : учебник для вузов / А. В. Сиренов [и др.] ; под редакцией А. В. Сиренова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 396 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03318-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489004 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Любичанковский, С. В.  История России XVII—XVIII веков. Практикум : учебное пособие для вузов / С. В. Любичанковский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07161-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514988 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - История России. 5-е издание. Учебник - 978-5-392-35409-2 - Проспект - 2022 - http://ebs.prospekt.org/book/45042 - 45042 - PROSPECT
  • Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - Хрестоматия по истории России. Учебное пособие - 978-5-392-18468-2 - Проспект - 2016 - http://ebs.prospekt.org/book/1017 - 1017 - PROSPECT
  • Орлов, В. В. История России. IX-начало XX века : учебное пособие / В. В. Орлов. - Москва : Дашков и К, 2021. - 448 с. - ISBN 978-5-394-04522-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1922298
  • Орлов, В. В. История России. IX-начало XXI века: схемы, таблицы, термины, тесты : учебное пособие / В. В. Орлов. - 2-е изд. - Москва : Дашков и К, 2023. - 260 с. - ISBN 978-5-394-05224-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1922299
  • Павленко, Н. И.  История России 1700—1861 гг. (с картами) : учебник для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 309 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02047-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490069 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Павленко, Н. И.  История России 1700—1861 гг. (с картами) : учебник для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 309 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02047-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512053 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Павленко, Н. И.  История России с древнейших времен до конца XVII века (с картами) : учебник для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев ; под редакцией Н. И. Павленко. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02829-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469921 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Павленко, Н. И.  История России с древнейших времен до конца XVII века (с картами) : учебник для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев ; под редакцией Н. И. Павленко. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02829-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490067 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Павленко, Н. И.  История России с древнейших времен до конца XVII века (с картами) : учебник для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев ; под редакцией Н. И. Павленко. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02829-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512051 (дата обращения: 27.08.2024).
  • РФ - Конституция Российской Федерации (с гимном России) - 978-5-392-40221-2 - Проспект - 2024 - http://ebs.prospekt.org/book/46868 - 46868 - PROSPECT
  • Федоров, В. А.  История России 1861—1917 гг. (с картами) : учебник для вузов / В. А. Федоров, Н. А. Федорова. — 5-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 376 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00292-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510500 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Чураков, Д. О.  История России XX — начала XXI века в 2 т. Том 2. 1941—2016 : учебник для вузов / Д. О. Чураков, А. С. Барсенков, А. И. Вдовин ; под редакцией Д. О. Чуракова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 374 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02558-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511281 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - - Конституция Российской Федерации (c комментариями Конституционного Суда РФ). 2-е издание - 978-5-392-39989-5 - Проспект - 2024 - http://ebs.prospekt.org/book/47649 - 47649 - PROSPECT
  • Без автора, Военная доктрина Российской Федерации. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 22 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. - ISBN 978-5-16-012205-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2106215
  • Седов, В. В. Славяне в древности / В. В. Седов. — Москва : Академический Проект, 2019. — 378 с. — ISBN 978-5-8291-2360-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132496 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Некрасова Надежда Владимировна
  • Давлатова Мадина Асатуллоевна
  • Бабкова Галина Олеговна