• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Клиническая психология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматриваются предмет, задачи, теоретические проблемы, основные разделы и теории клинической психологии
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о клинической психологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Усваивает основные понятия: гетерохрония и асинхрония развития, сензитивный период, возрастной симптом Понятие дизонтогенеза. Основные виды дизонтогенеза. Основные особенности западного взгляда на проблему аномалий психического развития. Теория привязанности Дж. Боулби. Ранний детский аутизм и синдром дефицита внимания и гиперактивности как наиболее распространенные формы аномалий психического развития.
  • Усваивает следующие знания: Актуальность изучения аномалий психического развития. Сферы практической деятельности специалиста по аномалиям психического развития, категории пациентов. Теоретические основы учения об аномалиях психического развития: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, концепция В.В. Лебединского.
  • Усваивает следующие знания: Предмет, задачи, методы нейропсихологии, актуальность нейропсихологии, как науки и практической отрасли. Сферы практической деятельности нейропсихолога, категории пациентов. История развития нейропсихологии по А.Р. Лурии: локализационизм и антилокализационизм. Теория системно-динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурии. Понятия «нейропсихологический симптом», «нейропсихологический синдром», «нейропсихологический фактор».
  • Усваивает следующие знания: Предмет, задачи, методы патопсихологии, актуальность патопсихологии, как науки и практической отрасли. Сферы практической деятельности патопсихолога, категории пациентов. Основные подходы в зарубежной патопсихологии: ассоцианистский, бихевиоральный, психоаналитический, когнитивный, гуманистический и экзистенциальный, биопсихосоциальный.
  • Усваивает следующие знания: Предмет, задачи, методы психосоматики, актуальность психосоматики как науки и практической отрасли. Сферы практической деятельности специалиста по психосоматике, категории пациентов. Психосоматические феномены и симптомы. Гипотеза психосоматической специфичности, как основная теоретическая проблема психосоматики: специфические и неспецифические подходы. История психосоматики в контексте решения проблемы психосоматической специфичности.
  • Усваивает следующие знания: Психоанализ и конверсия как механизм симптомообразования (З. Фрейд); мультифакторная концепция В. Александера и соматизация, как механизм. Концепция алекситимии. Бихевиоральный подход в психосоматике. Концепция стресса: понятия физиологического и психологического стресса (Г. Селье, Р. Лазарус). Культурно-исторический подход в психосоматике и понятие телесности, гиперпроизвольность как механизм симптомообразования, онтогенез телесности.
  • Усваивает следующие знания: Рождение клинической психологии (Л. Уитмер). Методологические проблемы общей и клинической психологии: 1) соотношение законов нормальной и патологической психики; 2) органическое и социальное в психике человека, психофизическая проблема.
  • Усваивает следующие знания: Специфические методологические проблемы клинической психологии: 1) проблема нормы и патологии (относительность границ между нормальным и отклоняющимся психическим функционированием; различные критерии нормы и патологии); 2) проблема классификации психических расстройств в отечественной и зарубежной клинической психологии.
  • Усваивает теоретические основы отечественной патопсихологии: культурно-историческая теория Л.С. Выготского; теория деятельности А.Н. Леонтьева. Б.В. Зейгарник – родоначальник отечественной патопсихологии. Три аспекта нарушения психической деятельности по Б.В. Зейгарник. Патопсихологический подход к изучению личности. Категория синдрома в патопсихологии. Нарушения мышления при психических расстройствах по Б.В. Зейгарник.
  • Усваивает следующие знания. Место клинической психологии в системе наук, основные разделы, задачи клинической психологии. Рождение клинической психологии (Л. Уитмер). Методологические проблемы общей и клинической психологии: 1) соотношение законов нормальной и патологической психики 2) проблема нормы в клинической психологии ; 3) проблема соотношения дефекта и развития; 4) проблема классификации психических расстройств в отечественной и зарубежной клинической психологии
  • Усваивает следующие знания: Предмет, задачи нейропсихологии. История развития нейропсихологии по А.Р. Лурии: локализационизм и антилокализационизм. Теория системно-динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурии. Понятия «нейропсихологический симптом», «нейропсихологический синдром», «нейропсихологический фактор».
  • Усваивает основные понятия: Основные теоретические подходы к изучению психического дизонтогенеза. Проблема формирования эго-идентичности и уровни организации личности. Термины гетерохрония и асинхрония развития, сензитивный период, возрастной симптом, основные виды дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Возникновение клинической психологии как особенной отрасли знания.
  • Нейропсихология
  • Патопсихология
  • Психосоматика
  • Аномалии психического развития
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.1 * Активность на семинарах + 0.1 * Активность на семинарах + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Field, M., & Cartwright-Hatton, S. (2015). Essential Abnormal and Clinical Psychology. Los Angeles: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1641773
  • Когнитивная терапия депрессии, Бек, А. Т., 2003
  • Нарушение психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для вузов, Лебединский, В. В., 2004
  • Основы нейропсихологии : учеб. пособие для вузов, Лурия, А. Р., 2004
  • Патопсихология : учеб. пособие для вузов, Зейгарник, Б. В., 2003
  • Психоаналитическая диагностика : понимание структуры личности в клиническом процессе: учеб. пособие, Мак-Вильямс, Н., 2001
  • Психология телесности : учеб. пособие для вузов, Тхостов, А. Ш., 2002
  • Психология эмоций. Тексты, [хрестоматия], под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер, 287 с., , 1984
  • Психосоматическая медицина : принципы и применение, Александер, Ф., 2023
  • Собрание сочинений : в шести томах, Т. 5, под ред. Т. А. Власовой, 368 [1] с., Выготский, Л. С., 1983
  • Теория и терапия неврозов : введение в логотерапию и экзистенциальный анализ, Франкл, В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Клиническая психология, Перре, М., 2007
  • Королева, Е.Г. Психосоматика : учебное пособие / Е.Г. Королева. - Saarbrucken : Palmarium Academic Publishing, 2014. - 152 с. - ISBN 978-3-639-75297-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059059

Авторы

  • Скворцов Анатолий Анатольевич