Бакалавриат
2023/2024
Эстетика
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
23
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Кречетова Мария Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на изучение эстетики как философской дисциплины эпохи модерна. Хронологические рамки - от основания этой дисциплины А. Баумгартеном в 1750г. вплоть до трансформаций, произошедших в последние десятилетия. Тематическое поле дисциплины рассматривается как расположенное «между» двумя ключевыми дефинициями эстетики: «учение о чувственном восприятии» и «учение о прекрасном». Курс предполагает не только изучение имманентной истории эстетических учений, но и погружение в контекст существования этих учений. Например, классический этап эстетики как «философии искусства» не рассматривается в отрыве от конкретных художественных практик соответствующей эпохи, стилей, институционального оформления (в виде института меценатства или института рынка, к примеру), социального статуса художника и проч. Соответственно, неклассический этап эстетики как дисциплины, выходящей далеко за пределы поля художественного, соотносится с конкретными повседневными практиками, с формами социального действия и социальной коммуникации, с медийными и техническими новациями.
Цель освоения дисциплины
- Прояснение базовых эстетических понятий
- Рассмотрение ряда основных проблем современной эстетики и подходов к решению этих проблем
- Определение областей, где возможна оригинальная философская работа
Планируемые результаты обучения
- • Знать основные исследовательские программы, теории, понятия эстетики.
- • Уметь применять теории к классическим и современным произведениям искусства, а также к различным культурным практикам и артефактам.
- • Понимать корреляцию между эстетическими теориями и исторической спецификой той или иной эпохи.
- Применяет к феноменам культуры основные исследовательские программы, теории, понятия эстетики.
- Умеет апплицировать теории на классические и современные произведения искусства, а также на различные культурные практики и артефакты
- Понимает корреляцию между эстетическими теориями и исторической спецификой той или иной эпохи
- Владеет ключевыми понятиями классической эстетики: прекрасное, возвышенное, гений и проч.
- умеет выделять ключевые этапы при переходе от классической к неклассической эстетике
- умеет прослеживать рецепцию идей фундаментальной онтологии М.Хайдеггера в гадамеровской эстетике и герменевтике
- умеет находить преемственность и отличия между эстетикой Г.-Г. Гадамера и рецептивной эстетикой
Содержание учебной дисциплины
- Возникновение эстетики и контекст существования эстетических теорий
- Образец классической теории. Эстетическое учение И. Канта и его влияние на немецкий идеализм и романтизм
- Развитие эстетики: от романтизма до современности
- Образец неклассической теории. Герменевтика Г.-Г. Гадамера как аппликация фундаментальной онтологии М. Хайдеггера на сферу эстетики. Рецептивная эстетика как применение гадамеровской постановки вопроса к литературе
- Осмысление авангарда в философских теориях XX века. Модерн и постмодерн
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модульОценка рассчитывается как среднее арифметическое между оценкой за устную и письменную работу.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Истина и метод : основы философской герменевтики, Гадамер, Х.-Г., 1988
- Лекции по эстетике. Т.1: ., Гегель, Г. В. Ф., 2001
- Лекции по эстетике. Т.1: ., Гегель, Г. В. Ф., 2007
- Лекции по эстетике. Т.2: ., Гегель, Г. В. Ф., 2001
- Лекции по эстетике. Т.2: ., Гегель, Г. В. Ф., 2007
- Собрание сочинений. Т.5: Критика способности суждения, Кант, И., 1994
- Сочинения. Т.12; Кн.2: Лекции по эстетике, Гегель, Г. В. Ф., 1938