Бакалавриат
2023/2024
Индуктивная и вероятностная логика
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Макеева Лолита Брониславовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Курс по индуктивной и вероятностной логике является одной из частей в цикле логических дисциплин, читаемых студентам-философам. Курс предполагает знание таких разделов дедуктивной логики, как логика высказываний и логика предикатов, а также знание основ математической теории вероятности. В задачи курса входит ознакомление студентов с современным уровнем логического изучения индуктивных и правдоподобных рассуждений и с применением концептуального аппарата современной теории вероятностей для анализа такого рода рассуждений. Актуальность курса для студентов-философов обусловлена тем, что в нем затрагиваются такие философские темы, как проблема оправдания индукции, скептицизм и индукция, границы логики, природа вероятности, причинность и детерминизм, роль индукции в научном познании и т.п. Поэтому данный курс станет студентам-философам хорошим подспорьем при дальнейшем изучении ими теории познания, философии науки, философской логики. Особое внимание в курсе уделяется изучению миллевских методов установления причинно-следственных связей в их теоретической реконструкции, осуществленной Г.Х. фон Вригтом и основанной на понятиях необходимых и достаточных условий, а также стратегиям построения вероятностной логики, разрабатываемым в рамках различных интерпретаций вероятности (логической, частотной и персоналистской). В ходе изучения индуктивной и вероятностной логики студенты будут не только упражняться в логическом анализе индуктивных и правдоподобных умозаключений и изучать логические свойства такого рода умозаключений, но и погружаться в обсуждение философских следствий того или иного решения, принимаемого при построении рассматриваемой логики
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов-философов навыков критического мышления и обоснованного рассуждения;
- расширение спектра логических знаний у студентов-философов посредством включения в него исследований по индуктивной и вероятностной логике;
- демонстрация тесной связи исследований по индуктивной и вероятностной логике с проблемами в философии науки, эпистемологии, философской логике;
- развитие практических навыков решения логических задач и выполнения упражнений по индуктивной и вероятностной логике;
- обучение студентов четкому распознанию логических ошибок и просчетов в индуктивных рассуждениях.
Планируемые результаты обучения
- вычисляет эпистемическую и индуктивную вероятность с помощью аксиом и теорем исчисления вероятности, решает задачи на применение теоремы Байеса
- излагает суть проблемы индукции, анализирует и оценивает основные подходы к ее решению, анализирует и оценивает основные парадоксы подтверждения
- определяет вид индуктивного умозаключения, анализирует логическую структуру индуктивного умозаключения
- отличает индуктивные умозаключения от дедуктивных, определяет вид индуктивного умозаключения, анализирует логическую структуру индуктивного умозаключения
- различает случаи употребления понятия вероятности в его эпистемологической или эмпирической трактовке
- различает, какой из миллевских методов установления причинно-следственных связей был применен в той или иной исследовательской ситуации, определяет необходимые и достаточные условия некоторого явления с помощью миллевских методов в экспликации Г.Х. фон Вригта
- сравнивает различные (классическую, логическую, персоналистскую и частотную) интерпретации вероятности по их перспективам в построении вероятностной логики
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Предмет индуктивной логики
- Тема 2. Виды индуктивных (правдоподобных) рассуждений
- Тема 3. Проблема индукции
- Тема 4. Миллевские методы установления причинных связей
- Тема 5. Основные концепции вероятности
- Тема 6. Исчисление вероятности
- Тема 7. Основные интерпретации вероятности и их применение при построении индуктивной логики
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятияхПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: учитывается активность студента при обсуждении учебных вопросов и при решении задач, грамотность и точность изложения обсуждаемых идей и теорий, умение критически анализировать и оценивать эти идеи, правильность решения задач.
- Письменные домашние заданияПреподаватель также оценивает самостоятельную работу студентов по регулярности и правильности выполнения ими письменных домашних заданий, которые имеют формат теста, выполняемого онлайн.
- Контрольная работаКонтрольная работа проводится на последнем семинарском занятии по дисциплине «Индуктивная и вероятностная логика» и длится 90 минут.
- ЭкзаменЭкзамен предполагает ответ на два теоретических вопроса из билета.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Письменные домашние задания + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в логику : унив. курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
- Childers, T. (2013). Philosophy and Probability. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=656579
- Howson, C. (2000). Hume’s Problem : Induction and the Justification of Belief. Oxford: Clarendon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=273490
- Huber, F. (2019). A Logical Introduction to Probability and Induction. New York, NY: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1944071