Магистратура
2023/2024
Теория и история культуры
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Практики кураторства в современном искусстве)
Направление:
50.04.03. История искусств
Где читается:
Базовая кафедра Музея современного искусства «Гараж»
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Кравцова Мария Валерьевна
Прогр. обучения:
Практики кураторства в современном искусстве
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина предполагает знакомство слушателей с основными понятиями, направлениями и периодизацией искусства XX и XXI века, а также об историческом, социальном и культурном контекстах, в которых происходило сложение и развитие искусства в указанный период.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представления о предпосылках возникновения, периодизации и об основных исторических этапах сложения и развития искусства XX-XXI вв.
- Выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественного процесса XX-XXI вв. в контексте трансформации политической и социокультурной сфер и философской мысли.
- Ознакомление студентов с наиболее значимыми трудами и концепциями в области истории и теории искусства XX-XXI вв.
- Формирование у студентов представления о месте визуального искусства в контексте и взаимодействии с другими видами искусств в ХХ-ХХI вв.
- Формирование у студентов представления о месте русского современного искусства контексте мировых художественных практик и процессов.
Планируемые результаты обучения
- Выявляет основные закономерности процессов в искусстве ХХ-XXI вв. в их соотношениями с процессами трансформации общества и власти указанного периода
- Называет и уметь объяснять основные концепции, теории и методологические подходы в искусстве ХХ века с точки зрения их исторического и современного восприятия
- Называет основные персоналии истории искусства ХХ-ХХI вв., основные принципы творческих методов и положения теоретических концепций;
- Объясняет историю сложения современной художественной системы (ее основные институции и институты, роль и статус художника в модерном обществе, а также стереотипы его восприятия)
- Сравнивает изменение художественного и образного языка и соотношение этого процесса с развитием западноевропейской философской мысли и эволюцией социокультурного контекста
Содержание учебной дисциплины
- Возникновение современной культуры в эпоху модерна, сложение современной художественной системы.
- Общая проблематика искусства рубежа XIX–XX веков: изменение художественного языка.
- Беспредметное искусство 1910-1920-х годов.
- Антиэстетика и антиискуство
- Сюрреалистическое движение.
- Искусство как агент утопии прогрессивного социального порядка.
- Методологические основы изучения искусства модернизма и современного искусства.
- Реализм и «реализмы»: европейская фигуративная живопись конца 1910-х-1920-х годов.
- Искусство на службе у идеологии.
- Американское искусство первой половины XX века.
- Перцепция идей и методов авангарда в послевоенное американском и европейском искусстве.
- Массовая культура общества потребления и pop-арт
- Расширение границ искусства в 1960-х годах.
- Социалистическая альтернатива: искусство стран Варшавского договора.
- Концептуальное искусство и его локальные трактовки.
- Сайт-специфичное искусство.
- Послевоенная технофилия и развитие технологий
- Искусство за пределами «Первого мира». Глобализация постколониального искусства и поиск нового художественного языка.
- Критическое искусство и искусство как политического протеста.
- Глобальный архив изображений.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.2 * Активность на семинарах + 0.3 * Доклад + 0.2 * Угадайка + 0.3 * Экзамен
- 2023/2024 учебный год 1 модуль0.5 * Экзамен + 0.5 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Hauser, A. (1999). The Social History of Art (Vol. 3rd ed). London: Taylor & Francis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=491557
- Pollock, G. (2003). Vision and Difference : Feminism, Femininity and Histories of Art. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=495201
Рекомендуемая дополнительная литература
- Danto, A. C. (2001). Art. Nation, 273(9), 32–37. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=5382249
- Wekselman, K. (2015). New Objectivity: Modern German Art in the Weimar Republic 1919–1933. Library Journal, 140(19), 81. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=110786664