Бакалавриат
2023/2024
Структура и возможности современного информационного общества
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Евстафьев Дмитрий Геннадиевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Построение дисциплины «Структура и возможности современного информационного общества» основано на необходимости понимания учащимся основных особенностей современного информационного общества для успешного использования его возможностей в своей прикладной деятельности.Курс построен на сочетании относительно небольшого количества лекционных занятий, интерактивных форм обучения, практических заданий и подготовки проектов. Дисциплина состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен изучению современного информационного общества как одновременно технологического и социального (социо-информационного) феномена и характер его интеграции в современное политическое и социальное пространство. Второй раздел ориентирован в большей степени на отработку практических навыков по оценке характера информационных процессов и управления ими. Как результат, курс носит гибридный теоретико-прикладной характер, однако с акцентом на возможность практического использования полученных знаний.
Цель освоения дисциплины
- финализация знаний, связанных с механизмами развития информационных процессов;
- интеграция полученных ранее в процессе обучения практических знаний в методолого-теоретическую систему;
- формирование у обучающегося понимания развития широкого контекста глобальных и региональных информационных процессов.
Планируемые результаты обучения
- Объясняет механизмы функционирования глобального информационного общества как интерфейса между человеком, обществом и глобальным информационным пространством;
- Определяет информационное общество как явление историчное и социально контекстное, зависящее от условий существования и развития социальных структур на национальном, региональном и глобальном уровне.
- Умеет анализировать информационные процессы на уровне мир-регион-страна с выделением наиболее значимых процессов выполнять аналитические и организационные работы при подготовке концепций планов, графиков и реализации рекламных кампаний и коммуникационных программ.
- Обладает навыками пользования традиционными и современными технологиями профессиональной деятельности в контексте региональных и глобальных информационных процессов.
- Умеет структурировать глобальную «повестку дня» и анализировать инструменты ее проявления на региональном уровне, прежде всего, на уровне Евразии и России.
- Обладает навыками поведения ситуационного анализа глобальных нарративов с целью выявления возможных имиджевых и иных рисков для интересов России как суверенного государства.
Содержание учебной дисциплины
- История развития информационного общества. Основные концепции информационного общества как элемента процесса глобализации.
- Кризис глобализации и актуальное состояния информационного общества. Актуальные особенности глобального информационного общества.
- Основные структурные элементы современного информационного общества.
- Основные технологии управления развитием глобализированного информационного общества. Каскадирование нарративов. Принцип глобализированной поветски дня. Постправда и постреальность.
- Перспективы развития глобального информационного общества. Рамочные условия и точки разрыва целостности глобального информационного общества.
- Подведение итогов курса, выявление оставшихся перед экзаменом вопросов.
Элементы контроля
- Доклад
- Активность на семинаре
- Контрольная работа
- Итоговое эссе на выбираемую из списка тему
- Итоговый экзамен
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 3rd module0.1 * Активность на семинаре + 0.2 * Доклад + 0.2 * Итоговое эссе на выбираемую из списка тему + 0.3 * Итоговый экзамен + 0.2 * Контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кастельс, М. Власть коммуникации : учебное пособие / М. Кастельс , под редакцией А. И. Черных , перевод с английского А. А. Архиповой. — 3-е изд. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 591 с. — ISBN 978-5-7598-2119-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173399 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Коммуникации и корпоративное управление : учеб. пособие для вузов, Горфинкель, В. Я., 2005
- Политическая компаративистика : учебник / под редакцией О. В. Гаман-Голутвиной. — Москва : Аспект Пресс, 2020. — 784 с. — ISBN 978–5–7567–1068–7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/144101 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Шарков, Ф. И. Интегрированные коммуникации: Массовые коммуникации и медиапланирование : учебник / Ф. И. Шарков, В. Н. Бузин. — Москва : Дашков и К, 2017. — 488 с. — ISBN 978-5-394-01185-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/93416 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Шарков, Ф. И. Коммуникология : энциклопедический словарь-справочник / Ф. И. Шарков. - 6е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. - 766 с. - ISBN 978-5-394-05309-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2082724
- Яковлев, И. П. Основы теории коммуникаций : учебное пособие / И. П. Яковлев. — Санкт-Петербург : ИЭО СПбУТУиЭ, 2009. — 192 с. — ISBN 978-5-94047-549-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/63829 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии, Перегудов, С. П., 2008
- Культурные индустрии [Электронный ресурс] / пер. с англ. И. Кушнаревой ; под науч. ред. А. Михалевой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — (Исследования культуры) - 978-5-7598-1682-9 - Хезмондалш Д. - 2018 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/373296 - 373296 - iBOOKS
- Постправда. Знание как борьба за власть / пер. с англ. Д. Кралечкина ; под науч. ред. А. Смирнова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Эл. изд. — (Политическая теория) - 978-5-7598-2215-8 - Фуллер С. - 2021 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/377467 - 377467 - iBOOKS
- Социальная информация и управление обществом, Афанасьев, В. Г., 1975