• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Кино на ощупь: история и практика

Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Кино – это всегда парадокс. Искусство и ремесло, иллюзия и реальность, мысль и развлечение. С одной стороны – волшебный, сияющий мир далеких звезд (в кавычках и без), мировой славы и заоблачных бюджетов. С другой – то, в чем мы сами, без посторонней помощи, легко разбираемся с детства: это хороший фильм, а это плохой. А ещё это вызов – почему я не могу снять себя и своих друзей так, чтобы получилось кино? Как примирить эти крайности? И надо ли? И возможно ли? Оказывается, кино можно пощупать, разобрать и собрать вновь. Режиссура, операторская работа, цвет, звук, монтаж, метафоры, декорации, актерская игра – всё это материальные составляющие чуда. Мы не сделаем из вас киноманов, которые знают, сколько фильмов снял Хичкок и как Тарковский бросал гусей перед камерой Вадима Юсова на съемках «Андрея Рублева» (хотя нет, конечно, сделаем). Мы не сделаем из вас режиссеров или продюсеров, хотя будем счастливы вам помочь, если вы выберете такой путь. Но вы ощутите кино как параллельный мир – полный сюрпризов, открытий и развлечений, и вместе с тем отражающий то, что волнует нас в глубине наших душ. Мы не случайно выбрали для названия нашего курса формулу «кино на ощупь», принадлежащую замечательному критику Сергею Добротворскому. Он имел в виду прежде всего чувственную, тактильную сторону кинематографа. Но тут важен и другой аспект: мы хотим, чтобы наши студенты стали обращаться к кино на «ты». Кинокритик и фестивальный куратор Алексей Медведев расскажет вам про историю кино не в хронологическом порядке – мы попробуем проследить развитие тех или иных мотивов и образов от Люмьеров до Дарденнов и далее. Продюсер Евгений Гиндилис будет говорить о том, как трудно сотворить то чудо, которое кажется таким лёгким на экране.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - Сформировать у студентов представление о киноискусстве как неотъемлемой части мировой художественной культуры, его взаимосвязи с литературой, изобразительным искусством, театром, музыкой. - Познакомить студентов c основными периодами в истории отечественного кинематографа и его достижениями, связанными с творчеством выдающихся мастеров (сценаристов, режиссеров, композиторов, операторов, актеров, художников и др.). - Рассмотреть в историческом контексте вопросы кинодраматургии, режиссуры, операторского и актерского мастерства, проблемы монтажа и звукозаписи, изобразительного и музыкального решения фильма. - Научить студентов ориентироваться в области киноискусства, способствовать глубокому пониманию кинотекстов, специфики кино, в целом, и его значения в современном обществе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю отечественного кино, переломные моменты его развития и выдающиеся достижения
  • Знает виды и жанры, художественные течения в киноискусстве, национальные культурные традиции в кинематографе
  • Знает создателей отечественного кино (режиссёров, операторов, композиторов, актёров и др.)
  • Знает специфику развития киноискусства, связанную с идеологическими и эстетическими потребностями той или иной эпохи, поисками национальной идентичности, а также эволюцией технологии фильмопроизводства, рыночными механизмами и т. д.
  • Умеет анализировать кинопроизведения с точки зрения идеологической и эстетической направленности, а также особенностей киноязыка (средства выразительности, сти-листика, жанровое своеобразие и т.д.)
  • Умеет применять полученные теоретические знания о кино в исследовании проблем взаимодействия медиа и человека
  • Умеет использовать знания о слагаемых кинотекста и особенностях киноязыка в своей практической работе (создание учебных роликов, фильмов и т.п.).
  • Владеет теоретическими знаниями о специфике искусства кино, его значении в современном обществе
  • Владеет различными исследовательскими подходами в изучении медиатекстов
  • Владеет навыками осознанного восприятия образцов киноискусства и критического суждения в сфере интерпретации медиатекстов
  • Владеет техническими приёмами создания зрительных образов на основе использования различных методик соединения слова (музыки, шумов) и изображения на практике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Рождение кино. Период "немого" кинематографа.
  • Тема 2. История отечественного кино (30-60 годы). Тема Великой Отечественной Войны в кино.
  • Тема 3. Кино в системе искусств. Виды и жанры кино. лекционное занятие
  • Тема 4. Развитие киноязыка в 60 - 90 гг. Авторское кино. лекционное занятие
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Контрольная работа выполняется в форме устного сообщения по теоретическим вопросам курса. Регламент – 5-7 минут на один вопрос.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    В процессе самостоятельной подготовки к выступлению студент готовит доклад и презентацию. Доклад - продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-исследовательской или научной темы. Тематика докладов выдается на первых семинарских занятиях, студент готовится к каждому практическому занятию, осуществляя выбор того или иного вопроса внутри темы. Студент может осуществлять подготовку к практическому занятию самостоятельно или в микрогруппе. Подготовка осуществляется во внеаудиторное время. При подготовке студентом изучаются разнообразные источники (литература, видеофильмы, научно-популярные программы и пр.), на основе которых составляется текст доклада и презентация к выступлению. На подготовку дается одна-две недели. Регламент – 15- 20 мин. на выступление. В оценивании результатов преподавателем принимают участие студенты группы.
  • неблокирующий Итоговый коллоквиум
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.4 * Итоговый коллоквиум + 0.3 * Контрольная работа 1 + 0.3 * Контрольная работа 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 19665 - И. Литвинов; И.Беленький - История кино: Киносъемки, кинопромышленность, киноискусство - 9789179315207 - Alpina - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/19665
  • Бураченко А.И. - История искусств (история театра и кино) - КемГИК - 2018 - ISBN: 978-5-8154-0477-9 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=361102

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 19783 - А.Долин; К.Бронзит - Как смотреть кино - 9785961431339 - Alpina - Альпина.Дети - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19783
  • Бочкарева, Н. С. Кино и литература : учебное пособие / Н. С. Бочкарева, К. В. Загороднева. — Пермь : ПГИК, 2019. — 104 с. — ISBN 978-5-91201-326-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/155792 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шипулинский, Ф. П.  История кино на Западе / Ф. П. Шипулинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 236 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12735-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519184 (дата обращения: 28.08.2023).