• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Информационно-аналитические технологии в здравоохранении

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление и экономика здравоохранения
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Информационно-аналитические технологии в здравоохранении» нацелена на формирование у магистров знания об основных концепциях ИТ технологий в системе общественного здравоохранения. В результате освоения дисциплины магистрант должен знать: •принципы формализации и обработки административной и медицинской информации в информационных системах;•методы моделирования и формализованного описания рабочих процессов (бизнес-процессов) в организации системы общественного здравоохранения; •основные принципы использования и границы применимости современных ИТ-технологий в медицине и здравоохранении;•методические подходы к оценкам рисков и обеспечение информационной безопасности, основы построения интегрированного электронного документооборота;•классификацию и тренды развития инновационных технологий, принципы создания и применения систем поддержки принятия врачебных решений;•принципы, возможности, нормативные и объективные ограничения при оказании медицинских услуг с помощью телемедицины (дистанционных технологий);•основы и способы управления проектами и изменениями при внедрении ИТ технологий в рутинную практику;•базовые принципы построения аналитики с использованием ИТ•современные тренды и перспективы развития систем с использованием искусственного интеллекта;•перспективы развития технологии цифровых двойников, что такое «метавселенные» на практике и как они используются в медицине;•ключевые вопросы этики(биоэтики) и риски применения прорывных инновационных технологий в здравоохранении (ИИ, генная инженерия, глубокая аналитика и др.).уметь: •толковать смысл понятий современных информационных технологий, комплексных и локальных информационных систем, «облачных» технологий в здравоохранении и систем с применением технологий искусственного интеллекта;•выделять и описывать принципы, на которых основываются современные информационные технологии; •определять возможности применения современных информационно-аналитических технологий для постановки и решения дискретных задач;•структурировать, классифицировать и оценивать возможности и потенциальный эффект применения инновационных технологий в здравоохранении;•применять общее программное обеспечение для сбора данных в целях аналитической и статистической обработки, в том числе при проведении биомедицинских исследований; •составлять модель угроз и рисков при управлении проектами, разрабатывать план внедрения информационных технологий и документацию для управления проектами;•разрабатывать концепцию управленческого учета в медицинской организации и планы проектов по внедрению медицинских информационных систем для его постановки;владеть: •навыками работы с прикладными программными средствами для решения задач информационно-аналитического обеспечения управления системой общественного здравоохранения; •навыками анализа и выбора оптимальных методов и технологий автоматизированной обработки информации;•базовыми программами управления ИТ-проектами;•методикой оценки инновационных технологий в здравоохранении (уровень технологической готовности и инновационности).Изучение дисциплины «Информационно-аналитические технологии в здравоохранении» базируется на дисциплинах: •информатика в объеме программы бакалавриата;•управление и экономика системы общественного здравоохранения в объеме программы бакалавриата. Для освоения учебной дисциплины магистранты должны владеть знаниями и компетенциями: •знать основные принципы управления и экономики системы общественного здравоохранения; •знать методы решения задач по внедрению информационно-аналитических техно-логий в системе общественного здравоохранения; •обладать навыками работы с общим программным обеспечением. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: 1.Прикладные медицинские специальности; 2.Информатика социальной сферы;3.Управление и экономика системы общественного здравоохранения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Учебная дисциплина «Информационно-аналитические технологии в здравоохранении» нацелена на формирование у магистров знания об основных концепциях информационно-аналитических технологий в системе общественного здравоохранения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - знать классификацию информационно-коммуникационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности; - основные принципы использования и границы применимости современных ин-формационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
  • - основные принципы оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам в офлайн- и онлайн-виде полностью или частично; - текущее состояние и границы применения систем поддержки принятия врачебных решений, в т.ч. с технологиями «искусственного интеллекта».
  • - проводить оценку систем поддержки принятия врачебных решений и выбирать методику их апробации и внедрения в клиническую практику; - обеспечить структурирования необходимого набора данных для работы информационно-аналитических систем и разработать задание на вывод результатов.
  • В результате освоения дисциплины магистрант должен: - знать принципы структурирования административной и медицинской информации; - содержание понятий современных информационных и коммуникационных технологий, комплексных и локальных информационных систем, «облачных» технологий в здравоохранении;
  • владеть: - навыками работы с прикладными программными средствами для решения задач информационно-аналитического обеспечения управления системой общественного здраво-охранения; - навыками анализа и выбора оптимальных методов и технологий автоматизированной обработки информации. - методами оценки и исследования возможностей информационных-аналитических си-стем и технологий в здравоохранении.
  • уметь: - выделять и описывать принципы, на которых основываются современные информационные и коммуникационные технологии; - определять возможности применения современных информационно-аналитических технологий; - оценивать необходимость и определять функциональность применения информационных систем в медицинской организации, разрабатывать концепт архитектуры комплекс-ной информационной системы;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общие принципы формирования и развития информационно-коммуникационных систем в социальной сфере и здравоохранении России и зарубежных стран: сравнительный анализ.
  • Тема 2. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения.
  • Тема 3. Личный кабинет пациента/здоровья, электронные копии медицинской документации, цифровой след и цифровые данные индивидуума.
  • Тема 4. Дистанционная медицина (телемедицина).
  • Тема 5. Информационная квалификация и навыки персонала.
  • Тема 6. Информационные системы и планирование, проектное управление.
  • Тема 7. Управленческий учет в медицинской организации, расчет реальной себестоимости медицинских услуг, первичный учет, управление маршрутизацией пациента и ресурсами, управление отношениями с пациентами, поддержка комплексных программ ведения пациента.
    Разберем базовые понятия (надеюсь повторение) по управленческому учету и как они обеспечиваются информационными системами, что необходимо учесть при проектировании, внедрении и эксплуатации информационных систем, какова должна быть структура баз данных и принципы ее построения. Роль бигдаты и статистики для возможности управления эффективностью медицинской организации.
  • Тема 8. Присутствие в интернете и социальных сетях (сайты, программы продвижения, информационные каналы и мессенджеры), «интернет знаний» как следующий этап развития общей информационно-коммуникационной среды.
  • Тема 9. Правовое регулирование отношений в сфере информационных технологий.
  • Тема 10. Информационно-коммуникационные технологии в вопросе управления и сохранения статуса здоровья индивидуума.
  • Тема 11. Использование информационно-коммуникационных технологий в социальном и коммерческом страховании.
  • Тема 12. Экспертные системы и системы поддержки принятия врачебных решений.
  • Тема 13. Биоинформатика. Введение в тему.
  • Тема 14. Онтологии и семантика в здравоохранении.
  • Тема 15. Презентация и обсуждение групповых проектов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тематический доклад (мини-группа 3-5 чел)
    Тематический доклад, подготавливается в мини-группе. Примеры тематик прошлых учебных периодов: "Ключевые показатели эффективности - разработка и расчет", "Системы поддержки принятия врачебных решений"
  • блокирует часть оценки/расчета Эссе на заданную тему
    Эссе на заданную тему, показывающее общее понимание темы и способность его связно изложить. Оценивается по полноте раскрытия темы и по оригинальности ее восприятия и свежести суждений.
  • неблокирующий Активность на занятиях
    Преподаватель отмечает активность студента через голосование группы + собственные наблюдения. Первым трем в рейтинге активности выставляется оценка 8.
  • блокирующий Итоговый экзамен (тест с вариантами ответов и открытыми вопросами)
    Тест из 10 обязательных и 2-3х дополнительных вопросов на знание материала курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.1 * Активность на занятиях + 0.1 * Активность на занятиях + 0.2 * Итоговый экзамен (тест с вариантами ответов и открытыми вопросами) + 0.4 * Тематический доклад (мини-группа 3-5 чел) + 0.2 * Эссе на заданную тему
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бизнес - план: методика составления и анализ типовых ошибок, Орлова, Е. Р., 2006
  • Бионические информационные системы и их практические применения, Зинченко, Е. Ю., 2011
  • Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем : учеб. пособие для вузов, Вендров, А. М., 2004
  • Проектирование информационных систем : учебное пособие для вузов, Коваленко, В. В., 2012
  • Проектное управление в сфере информационных технологий, Грекул, В. И., 2015
  • Управление проектом : основы проектного управления: учебник для вузов, Разу, М. Л., 2007
  • Экономика и управление в здравоохранении : учебник и практикум для вузов, Решетников, А. В., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Age, gender, and work : small information technology firms in the new economy, McMullin, J. A., 2011
  • Biomedical computing : digitizing life in the United States, November, J., 2012
  • Diving into the bitstream : information technology meets society in a digital world, Dumas, M. B., 2013
  • Financing universal access to healthcare : a comparative review of landmark legislative health reforms in the OECD, Preker, A. S., 2018
  • Mathematical biology. Vol.1: An introduction, Murray, J. D., 2004
  • Mathematical biology. Vol.2: Spatial models and biomedical applications, Murray, J. D., 2004
  • Social capital and information technology, , 2004
  • Блеск и нищета информационных технологий : почему ИТ не являются конкурентным преимуществом, Карр, Н. Дж., 2005

Авторы

  • Тарасенко Елена Анатольевна
  • Алмазов Андрей Александрович