Бакалавриат
2023/2024
Педагогическая психология и методика преподавания иностранных языков
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
3-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Боголепова Светлана Викторовна,
Ларсон Ксения Валерьевна,
Марцева Татьяна Александровна,
Молчанова Екатерина Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
102
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс нацелен на изучение основ методики обучения иностранным языкам и является обязательным для студентов специальности "Теория и методика преподавания ИЯ". В рамках курса вы узнаете, как правильно обучать лексике, грамматике и фонетике, научитесь различным видам чтения и аудирования, узнаете как "разговорить" учеников и развить умения письма. Кроме того, вы узнаете о психологических особенностях различных возрастных групп и научитесь учитывать их при планировании уроков. Курс поможет научиться использовать различные приемы и техники для удержания внимания как в офлайн, так и в онлайн пространстве, управлять процессом обучения. В курс включен проект, направленный на развитие умения создавать учебные материалы по иностранному языку. Помимо выполнения проекта, от студента ожидается активное участие в семинарах, выполнение домашних заданий и тестов, самостоятельное изучение онлайн-курса (https://openedu.ru/course/hse/EDPSY/?session=2021).
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов представлений о психике человека, закономерностях познания, особенностях формирования и развития личности, социально-психологических феноменах поведения человека в группе, эффективных способах саморегуляции и коммуникации.
- формирование у студентов представлений о существующих нормативных документах (ФГОС, примерные образовательные программы, CEF) определяющих специфику развития системы образования на современном этапе в целом, и о системе непрерывного языкового образования как его неотъемлемой части
- формирование у студентов знаний о современных требованиях к уровню развития всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции в соответствие с ФГОС и Европейской шкалой компетенций (CEFR)
- формирование у студентов представлений о принятых в системе языкового образования способах контроля всех компонентов иноязычной коммуникативной (языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной) компетенции обучающихся
- развитие у студентов умений применять теоретическую информацию для анализа существующих УМК по иностранному языку, а также для разработки фрагментов урока по обучению отдельным аспектам языка и видам речевой деятельности;
- формирование у студентов опыта применения знаний для планирования уроков, анализа и самоанализа проведенных уроков;
- формирование у студентов способности выбирать оптимальные формы учебного взаимодействия с учетом специфики целевой аудитории и учебной ситуации при планировании фрагментов урока;
Планируемые результаты обучения
- владеть базовой терминологий методики преподавания иностранных языков
- владеть способами обеспечения мотивации на уроках по иностранным языкам
- знать особенности преподавания иностранного языка дошкольникам и младшим школьникам
- иметь первичные навыки работы с взрослыми людьми для решения практических задач, связанных с обучением иностранным языкам
- иметь первичные навыки работы с людьми подросткового возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием
- уметь подбирать дополнительные ресурсы для обучения ИЯ
- уметь проанализировать видео-урок по плану
- уметь проанализировать УМК и определить плюсы и минусы
- знать цели, принципы и содержание обучения ИЯ
- знать психологические основы преподавания ИЯ и учитывать их в практической деятельности
- учитывать требования нормативных документов в практической деятельности
- уметь использовать разные способы семантизации лексики
- уметь производить отбор фонетического/ лексического/ грамматического материала
- владеть приемами индуктивного/ дедуктивного введения и отработки грамматического материала
- уметь проанализировать/провести фрагмент урока, посвященного развитию фонетических/ грамматических/ лексических навыков
- владеть приемами формирования и развития фонетических/ грамматических/ лексических навыков
- уметь формировать и развивать умения чтения/ аудирования
- уметь спланировать и провести фрагмент урока, нацеленного на формирование/ развитие коммуникативных умений
- эффективно управлять обучением при преподавании ИЯ
Содержание учебной дисциплины
- Цели и содержание обучения иностранным языкам. Базовые категории методики.
- Психологические основы обучения ИЯ. Мотивация к изучению ИЯ
- Нормативные документы
- Обучение аспектам языка. Развитие лексических навыков.
- Развитие грамматических навыков
- Обучение аспектам языка. Обучение фонетике.
- Обучение рецептивным видам речевой деятельности
- Обучение говорению
- Обучение письму.
- Планирование урока. Анализ урока.
- Языковой контроль в школе. Альтернативные формы контроля.
- Методика обучения иностранным языкам дошкольников и младших школьников.
- Обучение ИЯ подростков
- Выбор и оценка УМК.
- Выбор и использование дополнительных ресурсов.
- Особенности обучения ИЯ взрослых
- Управление обучением
Элементы контроля
- Тесты по лекциям 1 модуль
- Тесты по лекциям 2-3 модульЧисло контролей может быть немного изменено
- Аудиторная работа 1 модуль
- Аудиторная работа 2-3 модуль
- Финальная работа (1 модуль)
- Экзамен
- Квизы на семинарах 1количество может варьироваться
- Квизы на семинарах 2Количество контролей может незначительно меняться
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 1 модуль0.25 * Аудиторная работа 1 модуль + 0.2 * Квизы на семинарах 1 + 0.25 * Тесты по лекциям 1 модуль + 0.3 * Финальная работа (1 модуль)
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.25 * Аудиторная работа 2-3 модуль + 0.2 * Квизы на семинарах 2 + 0.25 * Тесты по лекциям 2-3 модуль + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Беляева, Л. А. Интерактивные средства обучения иностранному языку. Интерактивная доска : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. А. Беляева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 157 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11037-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444070 (дата обращения: 28.08.2023).
- Методика обучения иностранному языку : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. И. Трубицина [и др.] ; ответственный редактор О. И. Трубицина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 384 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11656-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445845 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Возрастная психология: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 352 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/891792