• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Педагогическая психология и методика преподавания иностранных языков

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 102

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс нацелен на изучение основ методики обучения иностранным языкам и является обязательным для студентов специальности "Теория и методика преподавания ИЯ". В рамках курса вы узнаете, как правильно обучать лексике, грамматике и фонетике, научитесь различным видам чтения и аудирования, узнаете как "разговорить" учеников и развить умения письма. Кроме того, вы узнаете о психологических особенностях различных возрастных групп и научитесь учитывать их при планировании уроков. Курс поможет научиться использовать различные приемы и техники для удержания внимания как в офлайн, так и в онлайн пространстве, управлять процессом обучения. В курс включен проект, направленный на развитие умения создавать учебные материалы по иностранному языку. Помимо выполнения проекта, от студента ожидается активное участие в семинарах, выполнение домашних заданий и тестов, самостоятельное изучение онлайн-курса (https://openedu.ru/course/hse/EDPSY/?session=2021).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представлений о психике человека, закономерностях познания, особенностях формирования и развития личности, социально-психологических феноменах поведения человека в группе, эффективных способах саморегуляции и коммуникации.
  • формирование у студентов представлений о существующих нормативных документах (ФГОС, примерные образовательные программы, CEF) определяющих специфику развития системы образования на современном этапе в целом, и о системе непрерывного языкового образования как его неотъемлемой части
  • формирование у студентов знаний о современных требованиях к уровню развития всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции в соответствие с ФГОС и Европейской шкалой компетенций (CEFR)
  • формирование у студентов представлений о принятых в системе языкового образования способах контроля всех компонентов иноязычной коммуникативной (языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной) компетенции обучающихся
  • развитие у студентов умений применять теоретическую информацию для анализа существующих УМК по иностранному языку, а также для разработки фрагментов урока по обучению отдельным аспектам языка и видам речевой деятельности;
  • формирование у студентов опыта применения знаний для планирования уроков, анализа и самоанализа проведенных уроков;
  • формирование у студентов способности выбирать оптимальные формы учебного взаимодействия с учетом специфики целевой аудитории и учебной ситуации при планировании фрагментов урока;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть базовой терминологий методики преподавания иностранных языков
  • владеть способами обеспечения мотивации на уроках по иностранным языкам
  • знать особенности преподавания иностранного языка дошкольникам и младшим школьникам
  • иметь первичные навыки работы с взрослыми людьми для решения практических задач, связанных с обучением иностранным языкам
  • иметь первичные навыки работы с людьми подросткового возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием
  • уметь подбирать дополнительные ресурсы для обучения ИЯ
  • уметь проанализировать видео-урок по плану
  • уметь проанализировать УМК и определить плюсы и минусы
  • знать цели, принципы и содержание обучения ИЯ
  • знать психологические основы преподавания ИЯ и учитывать их в практической деятельности
  • учитывать требования нормативных документов в практической деятельности
  • уметь использовать разные способы семантизации лексики
  • уметь производить отбор фонетического/ лексического/ грамматического материала
  • владеть приемами индуктивного/ дедуктивного введения и отработки грамматического материала
  • уметь проанализировать/провести фрагмент урока, посвященного развитию фонетических/ грамматических/ лексических навыков
  • владеть приемами формирования и развития фонетических/ грамматических/ лексических навыков
  • уметь формировать и развивать умения чтения/ аудирования
  • уметь спланировать и провести фрагмент урока, нацеленного на формирование/ развитие коммуникативных умений
  • эффективно управлять обучением при преподавании ИЯ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цели и содержание обучения иностранным языкам. Базовые категории методики.
  • Психологические основы обучения ИЯ. Мотивация к изучению ИЯ
  • Нормативные документы
  • Обучение аспектам языка. Развитие лексических навыков.
  • Развитие грамматических навыков
  • Обучение аспектам языка. Обучение фонетике.
  • Обучение рецептивным видам речевой деятельности
  • Обучение говорению
  • Обучение письму.
  • Планирование урока. Анализ урока.
  • Языковой контроль в школе. Альтернативные формы контроля.
  • Методика обучения иностранным языкам дошкольников и младших школьников.
  • Обучение ИЯ подростков
  • Выбор и оценка УМК.
  • Выбор и использование дополнительных ресурсов.
  • Особенности обучения ИЯ взрослых
  • Управление обучением
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по лекциям 1 модуль
  • неблокирующий Тесты по лекциям 2-3 модуль
    Число контролей может быть немного изменено
  • неблокирующий Аудиторная работа 1 модуль
  • неблокирующий Аудиторная работа 2-3 модуль
  • неблокирующий Финальная работа (1 модуль)
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Квизы на семинарах 1
    количество может варьироваться
  • неблокирующий Квизы на семинарах 2
    Количество контролей может незначительно меняться
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.25 * Аудиторная работа 1 модуль + 0.2 * Квизы на семинарах 1 + 0.25 * Тесты по лекциям 1 модуль + 0.3 * Финальная работа (1 модуль)
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.25 * Аудиторная работа 2-3 модуль + 0.2 * Квизы на семинарах 2 + 0.25 * Тесты по лекциям 2-3 модуль + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беляева, Л. А.  Интерактивные средства обучения иностранному языку. Интерактивная доска : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. А. Беляева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 157 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11037-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444070 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Методика обучения иностранному языку : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. И. Трубицина [и др.] ; ответственный редактор О. И. Трубицина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 384 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11656-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445845 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Возрастная психология: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 352 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/891792

Авторы

  • Боголепова Светлана Викторовна
  • Кирсанова Мария Александровна
  • Колесникова Екатерина Алексеевна
  • Марцева Татьяна Александровна
  • Молчанова Екатерина Сергеевна