• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Качественные методы в рыночной аналитике

Статус: Курс по выбору
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Прикладные методы социального анализа рынков
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Основная цель курса состоит в освоении принципов и техник, позволяющих развивать новые объяснительные концепции и гипотезы в ходе анализа эмпирических данных о современных рынках, собираемых в рамках качественной парадигмы эмпирического исследования. Курс состоит из четырех блоков. Первый кратко проблематизирует и проясняет основные эпистемиологические принципы, а также методологические и методические развилки качественной парадигмы. Второй, основной раздел курса, организован как практическая аналитическая работа с рыночными кейсами при помощи различных процедур и техник креативного мышления, фасилитирующих поиск теоретических и практических инсайтов в ходе анализа текстовых (в самом широком смысле) данных. Третий блок нацелен на знакомство с методологическими посылками и аналитическими возможностями различных современных программ качественного исследования (дискурс-анализ, контент-анализ, конверсационный анализ, автоэтнография, нетнография, кейс-стади, и т.д.). Четвертый блок курса культивирует навыки написания аналитического текста, презентующего результаты качественного исследования в научной среде и за её пределами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель курса состоит в освоении принципов и техник, позволяющих развивать новые объяснительные концепции и гипотезы в ходе анализа эмпирических данных о современных рынках, собираемых в рамках качественной парадигмы эмпирического исследования. Курс состоит из четырех блоков. Первый кратко проблематизирует и проясняет основные эпистемиологические принципы, а также методологические и методические развилки качественной парадигмы. Здесь же уделяется пристальное внимание проблеме социологического теоретизирования как ключевой для качественной парадигмы научной задаче. Второй, основной раздел курса, организован как практическая аналитическая работа с рыночными кейсами при помощи различных процедур и техник, фасилитирующих поиск теоретических и практических инсайтов в ходе анализа текстовых (в самом широком смысле) данных. Третий блок нацелен на знакомство с методологическими посылками и аналитическими возможностями различных современных программ качественного исследования (дискурс-анализ, контент-анализ, конверсационный анализ, автоэтнография, нетнография, кейс-стади, и т.д.). Четвертый блок курса культивирует навыки написания аналитического текста, презентующего результаты качественного исследования в научной среде и за её пределами. По итогам освоения курса студенты должны: A. Понимать принципы конструирования социологических теорий среднего уровня на основе качественных эмпирических данных B. Владеть базовыми принципами абдуктивного анализа социологических данных C. Владеть базовыми приемами кодирования текстовых данных D. Иметь представление о характере аналитических задач, решаемых различными программами качественного исследования E. Уметь оценивать степень обоснованности и теоретическую значимость предлагаемых объяснительных гипотез, исходя из оценки дизайна качественного исследования F. Понимать субстантивный смысл академических требований к научному тексту, в том числе к научной статье и тексту диссертации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет приемами реконструирования кодов и построения объяснительных категорий на основе предложенных нарративных данных.
  • Демонстрирует владение методиками организации разных типов этнографического исследования.
  • Демонстрирует знание методологических требований к программе качественного исследования, отличительного способа формирования выборки, ее отличия от объекта. Демонстрирует понимание специфики гипотез в качественном исследовании.
  • Демонстрирует знание ограничений этнографического исследования и способов их преодоления.
  • Демонстрирует знание основных подходов к анализу визуальных данных.
  • Демонстрирует понимание логики организации научного текста.
  • Демонстрирует понимание методологических особенностей КА по сравнению с другими видами микро-анализа социологических данных.
  • Демонстрирует понимание способов развития объяснительных категорий и повышения уровня абстракции развиваемых гипотез
  • Демонстрирует понимание сути абдуктивного анализа качественных данных. Демонстрирует понимание роли культурного капитала исследователя как медиатора сбора и анализа качественных данных.
  • Демонстрирует способность анализа и интерпретации данных, транскрибированных в методологии конверсационного анализа.
  • Демонстрирует способность строить предварительные теории на данных предложенных эмпирических кейсов.
  • Демонстрирует умение реконструировать роль контекста при анализе межстрановых вариаций рыночных практик.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Структура и динамика научного знания.
  • Подготовка научного текста на основе качественного исследования.
  • Методология качественного исследования.
  • Построение теории из качественных данных
  • Обоснованная теория (версии А. Страусса, Б. Глейзера, К. Чармаз, А. Кларк).
  • Этнография.
  • Специфика международных сравнительных исследований в качественной парадигме.
  • Конверсационный анализ как парадигма социологического исследования
  • Визуальная социология.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий промежуточный экзамен
    Промежуточный экзамен представляет собой защиту студентами представленной в форме диаграммы Исикавы концептуальной схемы магистерского исследования и оценки теоретического вклада магистерской диссертации в изучаемую тематическую область
  • неблокирующий аналитическое эссе
    Аналитическое автобиографическое эссе предполагает, что на первом этапе каждый студент по заданному лекалу на основе самоанализа генерирует набор эмпирических данных, по сути реконструируя собственные установки в отношении изучаемого вопроса. Далее в эссе необходимо провести кодирование этих установок, предложить объяснительную схему их устройства и происхождения, а также осмыслить методологическую ограниченность полученной схемы, исходя из автоэтнографического характера используемых данных; показать, каким образом необходимо было бы изменить дизайн исследования, чтобы повысить внутреннюю валидность предлагаемой объяснительной схемы. Тема эссе: «Установки в отношении денег: подводные камни денежного обмена».
  • неблокирующий финальный экзамен
    Финальный экзамен проводится в письменной форме. Каждый студент получает рыночный кейс и набор эмпирической информации к нему. Задача – проблематизировать рыночную ситуацию и обосновать объяснительную гипотезу. Продолжительность экзамена – 2 часа 40 минут. Студенты могут пользоваться любыми источниками, включая Интернет.
  • неблокирующий домашнее задание "Использование обоснованной теории для анализа интервью"
  • неблокирующий домашнее задание "Создание исследовательской фотографии и анализ фотосерий"
  • неблокирующий домашнее задание "Создание исследовательской фотографии и анализ фотосерий"
  • неблокирующий Итоговое эссе, аккумулирующее различные способы качественного анализа данных выбранной темы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.3 * активность на семинарах + 0.3 * аналитическое эссе + 0.2 * промежуточный экзамен + 0.2 * финальный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Charmaz, K. (2007). Tensions in qualitative research. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3E1B86F
  • Charmaz, K. (DE-588)105020994X, (DE-576)404421253. (2014). Constructing grounded theory / Kathy Charmaz. Los Angeles, Calif. [u.a.]: SAGE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.391165852
  • Kathy Charmaz. (n.d.). Advances in Qualitative Methods Conference Premises, Principles, and Practices in Qualitative Research: Revisiting the Foundations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5A292B7C
  • Samantha B. Meyer, & Belinda Lunnay. (2013). The Application of Abductive and Retroductive Inference for the Design and Analysis of Theory-Driven Sociological Research. Sociological Research Online, (1), 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.sro.srosro.2012.102.2
  • Stefan Brehm, Victor Nee, & Richard Swedberg. (2014). Theorizing in Economic Sociology. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DDE32789
  • Swedberg, R. (2012). Theorizing in sociology and social science: turning to the context of discovery. Theory & Society, 41(1), 1–40. https://doi.org/10.1007/s11186-011-9161-5
  • Swedberg, R. (2014). The Art of Social Theory. [N.p.]: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=760411
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Структура научных революций, Кун, Т., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Charmaz, K. (2017). Constructivist grounded theory. Journal of Positive Psychology, 12(3), 299–300. https://doi.org/10.1080/17439760.2016.1262612
  • Meyer, S. B. (2016). Abductive Analysis: Theorizing Qualitative Research. British Journal of Sociology, 67(1), 182–183. https://doi.org/10.1111/1468-4446.12170
  • Reichertz, J. (2012). Abduction: the logic of discovery of Grounded Theory. Germany, Europe: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1BE7BCEE
  • Swedberg, R. (2016). Before theory comes theorizing or how to make social science more interesting. British Journal of Sociology, 67(1), 5–22. https://doi.org/10.1111/1468-4446.12184