Бакалавриат
2023/2024
Кросс-культурная и этническая психология
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Галяпина Виктория Николаевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина является выборной для студентов четвертого года обучения программы «Востоковедение». В данном курсе рассматривается применение психологических теорий к анализу личностного развития, межличностного и межгруппового общения с учетом культурного контекста. Особое внимание уделяется культурному разнообразию и психологическим подходам к его измерению. Курс способствует овладению навыками, необходимыми для проведения исследований в разных культурах. Курс совмещает лекции, групповые обсуждения результатов современных исследований и работу над практическими навыками студентов. Язык обучения - русский. Продолжительность курса - 1 модуль. Основные разделы курса: 1.Место этнической и кросс-культурной психологии в системе научного знания 2.Этнос и культура как ключевые понятия этнической и кросс-культурной психологии 3.Подходы к измерению культурного разнообразия4.Культура и познавательные процессы 5.Культура и личность. Понятие о «национальном характере» 6.Культура и общение 7.Психология миграций и аккультурации. Межкультурное взаимодействиеВ ходе освоения дисциплины студент должен: - уметь анализировать развитие, поведение и общение людей с учетом кросс-культурной специфики; - владеть навыками анализа межгруппового взаимодействия представителей различных культур и факторов, влияющих на это взаимодействие.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью освоения дисциплины «Кросс-культурная и этническая психология» является выработка навыков первичного анализа этнокультурной специфики индивидуального и группового поведения людей. Это предполагает: - знание основных кросс-культурных подходов к анализу индивидуального и группового поведения людей, - понимание культурно-психологических факторов, влияющих на развитие личности, индивидуальное и групповое поведение, а также на межгрупповые отношения, - знание психологических механизмов, влияющих на общение представителей различных культур, - представление о психологии миграций и аккультурации, а также – о межкультурном взаимодействии.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает и понимает факторы, влияющие на формирование и развитие этнических групп и культур
- Студент знает предмет, цель и задачи кросс-культурной и этнической психологии
- Студент идентифицирует основные теории о связи личности и культуры («Культура и личность», «базовая личность», «Национальный характер»)
- Студент понимает и определяет взаимосвязь культурно-обусловленных ценностей, норм, правил и ролей с особенностями общения людей и групп
- Студент понимает и определяет и может выделить особенности стратегий аккультурации
- Студент понимает и определяет механизмы влияния культуры на личность
- Студент Понимает и определяет основные механизмы влияния культуры на когнитивные процессы
- Студент понимает и определяет основные особенности различных этнических групп, основанные на культурной специфике (выраженность «культурных синдромов», групповая идентичность и пр.)
- Студент понимает и определяет последствия межгруппового взаимодействия различных этнических групп (этноцентризм, стереотипы, предрассудки и пр.)
- Студент понимает и определяет различные подходы к анализу поведения, основанные на влиянии культуры
- Студент понимает и определяет этапы межкультурной адаптации и «культурного шока»
- Студент понимает и определяет этнокультурную специфику вербальной и невербальной коммуникации. Способен сравнивать вербальной коммуникации с позиции культуры
- Студент понимает особенности разработки тестов интеллекта с учетом культурной специфики
- Студент понимает сущность трех подходов в кросс-культурной психологии: абсолютизма, релятивизма и универсализма
- Студент способен выделять сходства и различия в невербальной коммуникации у представителей разных культур
- Студент способен идентифицировать и сравнивать культуры на основе культурных измерений разных авторов (Триандиса, Льюиса, Хофстеда и др.)
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Место этнической и кросс-культурной психологии в системе научного знания
- Тема 2. Этнос и культура как ключевые понятия этнической и кросс-культурной психологии. Подходы к измерению культурного разнообразия
- Тема 3. Культура и психические познавательные процессы
- Тема 4. Культура и личность
- Тема 5. Культура и общение
- Тема 6. Психология миграций и аккультурации. Межкультурное взаимодействие
Элементы контроля
- ЭссеТребования к эссе. Эссе - самостоятельная творческая письменная работа. В данном случае мы применяем аналитический тип эссе, предполагающий рассуждение – объяснение. Эссе не претендует на абсолютную истину, в нем высказывается авторское мнение. Оно пишется от первого лица, в нем используются конструкции типа "по-моему …", "я считаю" и другие. Важное значение при написании эссе имеет умение аргументировать свою точку зрения. Требования, предъявляемые к эссе: 1. Объем эссе не должен превышать 1–2 страницы. 2. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной. 3. Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи. 4. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре. 5. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль. 6. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи. 7. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции с опорой на источники (5-7). Структура эссе: 1. Введение — определение основного вопроса эссе, актуальность. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своей творческой работы. При написании актуальности могут помочь ответы на следующие вопросы: «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». 2. Основная часть — ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос. 3. Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе. 4.Списик используемой литературы (5-7) Возможная техника доказательств приведенных в эссе высказываний. Структура любого доказательства включает: тезис (сужение, которое надо доказать, объяснить), аргументы (категории – научные факты, мнения и пр., которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса), вывод (мнение, основанное на анализе фактов) или оценочные суждения (мнения, основанные на ваших убеждениях, верованиях или взглядах) Фразы, которые можно использовать при написании эссе: 1. Введение. Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что… Выбор данной темы продиктован следующими соображениями… Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание… Для меня эта фраза является ключом к пониманию… 2. Основная часть. Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,… Рассмотрим несколько подходов… Например, … Проиллюстрируем это положение следующим примером… С одной стороны, … С другой стороны, … 3. Заключение. Подведем общий итог рассуждениям. К какому же выводу мы пришли… Таким образом,… Итак, ..
- Презентация "Психологические особенности этнической группы"Студенту необходимо выбрать одну из этнических групп и подготовить презентацию, раскрывающую ее психологическое особенности на основе анализа научной литературы. При подготовке презентации важно следовать следующим рекомендациям. «Психологические особенности этнической группы» Формальные требования: 1. Количество слайдов – не более 15 (выступление не более 10 минут) 2. Не должно быть «лишних» слайдов, которые не сопровождаются пояснениями 3. Лучше всего использовать стратегию – один слайд – одна мысль 4. Убедительно выглядит слайд, если на одном слайде дается тезис и далее его доказательства 5. На слайде не более 5 пунктов 6. Не следует писать на слайде все, что Вы хотите сказать (те, кто не планирует выступать, весь текст вносят в комментарии) 7. Каждый слайд должен работать на общую идею и быть логически связан с темой 8. Структура: Титульный лист (название, кто сделал), содержание всей презентации (основные разделы и вопросы, которые будут рассмотрены), заголовок раздела и краткая информация (тезис-аргумент-вывод), выводы, практические рекомендации, используемая литература (7-10 источников) Требования к содержанию. 1.Научность представленных материалов (опора на психологические, антропологические, культурологические, этнографические, социологические, исторические и другие научные исследования), обязательные ссылки в тексте презентации или комментариях на источники. 2.Глубокий и тщательный анализ материалов 3. Четкая структура презентации (введение, основное содержание, заключение, рекомендации) 4. Согласованность и логичность построения презентации 5. Отсутствие элементов повседневного психологического знания и журналистики. Во введении можно дать краткое описание справочных данных об этнической группе (численность, расселение, история и пр.). Далее должен идти обзор исследований, позволяющий выделить психологические особенности представляемой этнической группы (это могут быть культурные измерения (по Хофстеду, по Триандису, по Шварцу и др.); исследования, проведенные с помощью личностных (например, Big Five, MMPI) и других шкал; также можно использовать данные этнографических, социологических, исторических исследований). В заключении должно быть обобщение, какие-то очень важные характеристики, которые важно знать и понимать психологу, работающему с представителями данной этнической группы и рекомендации.
- План тренингового занятия
- ТестТест включает 36 вопросов, правильные ответы на 35 вопросов составляют 35 баллов, ответ на 36 вопрос составляет 5 баллов. Максимальный балл - 40. Пример задания. Выберите один правильный ответ. Три года назад Сергей переехал из России в Голландию. За это время он стал настоящим голландцем: заговорил на голландском с местным акцентом, перенял местные традиции и увлечения, стал думать о себе как о гражданине Нидерландов. Какую стратегию аккультурации по Берри использовал Сергей? 1. Сепарация 2. Плавильный котёл 3. Ассимиляция 4. Интеграция 5. Маргинализация Вставьте недостающие этнические группы Исследователи наблюдали реакции _________ и ________ младенцев на прививку. В среднем, __________ младенцы показывали более интенсивную реакцию плачем и другими признаками дискомфорта. Однако замеры уровня кортизола показывали более интенсивную реакцию среди __________ младенцев.
- Активность
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.1 * Активность + 0.1 * Активность + 0.25 * План тренингового занятия + 0.25 * Презентация "Психологические особенности этнической группы" + 0.2 * Тест + 0.1 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Berry, J. W. (2011). Cross-Cultural Psychology : Research and Applications (Vol. 3rd ed). Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=347856
- Cross-cultural psychology: Research and applications. (2011). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9780511974274
- Тренинг этнической толерантности для школьников : учеб. пособие для вузов, Лебедева, Н. М., 2012
- Этнопсихология : учебник для вузов, Стефаненко, Т. Г., 2006
- Этнопсихология : учебник для вузов, Стефаненко, Т. Г., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Allwood, C. M., & Berry, J. W. (2006). Origins and development of indigenous psychologies: An international analysis. International Journal of Psychology, 41(4), 243–268. https://doi.org/10.1080/00207590544000013
- Cross-cultural psychology. (2015). Elsevier. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.tilburguniversity.edu.publications.3239d095.d0cf.4b95.a8f9.c949a1bf8bf5
- Differences between tight and loose cultures: A 33-nation study. (2011). Science, 332(6033), 1100–1104. https://doi.org/10.1126/science.1197754
- Fundamental questions in cross-cultural psychology. (2011). Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.tilburguniversity.edu.publications.bbbd082a.8bfc.4ec5.ad32.95725a4483b9
- Liu, S., & Gallois, C. (2014). Integrating intercultural communication and cross-cultural psychology: Theoretical and pedagogical implications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AD7AAB0B
- Patel, F., Sooknanan, P., & Li, M. (2011). Intercultural Communication : Building a Global Community. Thousand Oaks, Calif: Sage Publications Pvt. Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=385324
- Piller, I. (2011). Intercultural Communication : A Critical Introduction. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=370802
- Shiraev, E., & Levy, D. A. (2016). Cross-Cultural Psychology : Critical Thinking and Contemporary Applications, Fifth Edition (Vol. Fifth edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1028566
- Stankiewicz, D. (2016). Trening komunikacji międzykulturowej warunkiem postępu w relacjach pomiędzy “swoimi” a “obcymi” / Training of the Cross-Cultural Communication with Condition of Progress in Relation Between “One’s” and with “Strangers.” Zeszyty Naukowe Wyższej Szkoły Ekonomiczno-Społecznej w Ostrołęce, (23), 538. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbaz&AN=edsbaz.171464669
- Triandis, H. C. (1994). Horizontal and vertical individualism and collectivism and work. Netherlands, Europe: WORC, Work and Organization Research Centre. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1425FDD9
- Triandis, H. C. (2006). Cultural aspects of globalization. Journal of International Management, (2), 208. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.intman.v12y2006i2p208.217
- Этнопсихология : учебник и практикум для академического бакалавриата, Лебедева, Н. М., 2014