Бакалавриат
2023/2024
Ценообразование
Статус:
Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
50
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предназначен для формирования знаний и привития навыков стратегического ценообразования. Тематическим ядром курса являются экономический анализ ценности, ценовой эластичности спроса, издержек фирмы и конкуренции.В ходе изучения курса у студентов формируется представление о важнейших составляющих цены и факторах ценообразования, умение применять различные модели ценообразования на товары и услуги, принимать решения о ценах в конкретных ситуациях,проводить финансовый анализ ценовых решений, эффективно применять ценовую сегментацию, использовать политику скидок и выстраивать ценностные коммуникации с покупателями.В рамках курса рассматриваются как теоретические, так и прикладные управленческие аспекты ценообразования, применение которых необходимо в общем контексте задач маркетинга фирмы.
Цель освоения дисциплины
- Изучение современных методов ценообразования.
- Формирование у студентов системного представления об экономических и маркетинговых основаниях принятия решений по ценообразованию в компаниях различных рынков, о логике анализа факторов затрат и маркетинговых аспектов организации продаж при принятии эффективных ценовых решений.
Планируемые результаты обучения
- Объясняет значение микроэкономических концепций для управления ценообразованием в бизнесе.
- Понимает влияние ценовых решений на финансовые результаты работы фирмы. Умеет проводить анализ условий приемлемости ценовых решений.
- Понимает значение оперативной адаптации цен к быстро меняющимся условиям продаж. Раскрывает логику выбора инструментов тактического ценообразования в зависимости от колебаний спроса и изменений в конкурентной ситуации фирмы на рынке.
- Понимает логику связи издержек и цены и причины выбора компаниями затратной модели ценообразования. Умеет моделировать ценовые решения на основе сочетания информации об издержках и величинах спроса при раздичных уровнях цен.
- Понимает особенности психологии потребителей, влияющие на восприятие ими уровней и соотношний цен. Способен выделить те психологические эффекты, которые необходимо учитывать при ценообразовании в определенном типе бизнеса.
- Понимает причины возникновения ситуация острой ценовой конкуренции. Раскрывает подходы к минимизации финансовых потерь фирмы в ситуации "ценовой войны" на ее рынке.
- Понимает факторы формирования воспринимаемой потребителем ценности продукта на рынках различных типов. Способен анализировать различные варианты повышения ценности продукта и учета этого в ценообразовании.
- Понимает факторы, которые необходимо учитывать при выборе ценовой стратегии фирмы. Раскрывает различия между различными вариантами такой стратегии. Обосновывает выбор наиболее адекватной стратегии для фирм с различными условиями деятельности.
Содержание учебной дисциплины
- Взаимосвязь ценообразования с другими элементами маркетинговой политики фирмы
- Процесс ценообразования: этапы установления цены на товар
- Оценка затрат при установлении цены
- Анализ цен, затрат, стратегии и возможной реакции конкурентов на ценовую стратегию компании.
- Методы ценообразования: Пути совершенствования затратного ценообразования
- Методы ценообразования: Ценообразование с ориентацией на воспринимаемую ценность товара
- Методы ценообразования: Ценообразование с ориентацией на конкурентов
- Окончательное установление цены
- Психологические аспекты восприятия цен и их использование при решении задач максимизации прибыли фирмы
- Ценовая стратегия в рамках товарного ассортимента. Стратегия ценовой дискриминации
- Тактические приемы ценообразования
- Решение об изменении цены
Элементы контроля
- Промежуточный тест в форме открытого теста по материалу курса
- Письменный экзамен в форме теста 90 мин.Экзамен проводится в системе StartExam c прокторингом. Задание включает тестовые вопросы, открытые вопросы и задачи. Оценка выставляется целым числом, округление происходит при суммировании с учётом установленного веса всех элементов контроля (контрольная работа, эссе, экзамен)
- Активность на лекцияхВ рамках данного задания студенты должны подготовить эссе на основе одной из предложенных статей по тематике ценообразования на английском языке.
- Активность
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 1 модуль0.2 * Активность + 0.2 * Активность на лекциях + 0.4 * Письменный экзамен в форме теста 90 мин. + 0.2 * Промежуточный тест в форме открытого теста по материалу курса
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- KINTLER, J., & REMEŇOVÁ, K. (2020). Effective Use of the Price Differentiation Strategy in Price Management. Ekonomické Rozhl’ady / Ecomomic Review, 49(3), 282–295.
- Rao, A. R., Bergen, M. E., & Davis, S. (2000). How to Fight a Price War. Harvard Business Review, 78(2), 107–116. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=2839627
- Ценообразование активов : учебник для вузов, Кохрейн, Дж. Х., 2019
- Ценообразование в условиях рынка : учеб. пособие, Ямпольская, Д. О., 2015
Рекомендуемая дополнительная литература
- 9781119191155 - Smith, Tim J. - Pricing Done Right : The Pricing Framework Proven Successful by the World's Most Profitable Companies - 2016 - John Wiley & Sons, Incorporated - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1259551 - nlebk - 1259551
- Alptekinoglu, A., & Corbett, C. J. (2005). Mass Customization versus Mass Production: Variety and Price Competition.
- Amaldoss, W., & He, C. (2019). The Charm of Behavior-Based Pricing: When Consumers’ Taste Is Diverse and the Consideration Set Is Limited. Journal of Marketing Research (JMR), 56(5), 767–790. https://doi.org/10.1177/0022243719834945
- Customization: Ideal Varieties, Product Uniqueness and Price Competition. (2009).
- Doyle, P. (2000). Value-based marketing. Journal of Strategic Marketing, 8(4), 299–311. https://doi.org/10.1080/096525400446203
- I. L. Goncharov, & O. A. Gorelova. (2020). Psychology of Consumer Choice and Its Influence on Pricing in Market Conditions. Вестник Университета, 8, 110–116. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-8-110-116
- IPO и SPO. Структурирование, ценообразование, Мальков, А., 2021
- Jiwoong Shin, K. Sudhir, & Dae-Hee Yoon. (2012). When to “Fire” Customers: Customer Cost-Based Pricing. Management Science, 5, 932. https://doi.org/10.1287/mnsc.1110.1453
- Oksana Loginova, & X. Henry Wang. (2009). Customization: Ideal Varieties, Product Uniqueness and Price Competition. Economics Bulletin, 4, 2573.
- Крылова, И. Ю., & Клокова Э.Е. (2017). Основные Элементы И Этапы Разработки Ценовой Политики И Стратегии Управления Продажами ; Main Elements and Stages of Price Policy Development and Sales Management Strategy.