Бакалавриат
2023/2024
Психология управления персоналом
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Серов Сергей Юрьевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина аккумулирует междисциплинарные знания в области общественных отношений и способствует формированию социально-психологического, управленческого, мировоззрения, а также развитию системного мышления студентов. Дисциплина ориентирована на изучение психологических основ управленческой деятельности, межличностных отношений и особенностей управления ими.Усвоение базовых положений учебной дисциплины предполагает сочетание как аудиторных (лекционных, семинарских и практических) занятий так и самостоятельной деятельности студентов по изучению учебной и научной литературы, выполнению творческих заданий, анализа ситуаций и письменных работ. В результате изучения дисциплины студент должензнать: психологические основы управленческой деятельности;психологические закономерности функционирования групп и коллективов; современные технологи и методы подбора, адаптации, мотивации, обучения и развития, оценки и расстановки персонала; уметь: выделять социально-психологические проблемы в деятельности организации, руководителя, групп, индивида и осуществлять их анализ;использовать современные методы и технологии управления персоналом;обладать навыками:оценки ситуации и проектирования управленческих решений в сфере управления персоналом;профессионального подбора и адаптации персонала, мотивации сотрудников, формирования эффективной команды; анализа и оценки разнообразных проблемных, конфликтных ситуаций в процессе управления на различных уровнях.
Цель освоения дисциплины
- сформировать у обучающихся всестороннее понимание механизмов использования психологических и социальных технологий в практической деятельности при решении задач, связанных с отбором и расстановкой кадров, адаптации, мотивации и обучения персонала, подготовкой и принятием управленческих решений, повышении эффективности труда руководителя в сфере управления персоналом
Планируемые результаты обучения
- Готовность применить подходы к ведению деловых переговоров и урегулированию конфликта
- Готовность применить практики развития персонала
- Готовность разрабатывать программы адаптации
- Понимание психологических основ управленческой деятельности и роли человеческих ресурсов в управлении организацией
- Понимание специфики руководства и лидерства
- Понимание сути технологий кадрового профайлинга и ассесмент-центра, определения совместимости и командообразования
- Понимание сути технологий управления временными ресурсами и регуляции состояний
- Понимание управленческих задач и методов принятия управленческих решений
- Усвоено содержание и возможности различных методов мотивации и стимулирования
- Понимание сути кадровой политики компаний и ключевых концепций и подходов в управлении персоналом
- Понимание основных процессов и функций управления персоналом
- Понимание специфики руководства и лидерства в организациях
Содержание учебной дисциплины
- Психологические закономерности системы управления персоналом
- Подбор, оценка и расстановка персонала.
- Адаптация персонала
- Мотивация и стимулирование персонала
- Руководство и лидерство
- Психология принятия управленческих решений
- Деловое общение, переговоры и конфликт-менеджмент
- Тайм-менеджмент и стресс-менеджмент
- Современные подходы и практики развития персонала
Элементы контроля
- Текущий контрольИтоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следую и элементов: – текущий контроль (тест, специальное упражнение, деловая игра, решение кейса) в течение 10-45 мин.; – эссе; – групповой проект; – письменный экзамен (120 мин.). Тест Оценивается по 5-балльной системе. Критерии оценивания: При выполнении заданий ставится отметка: «3» - 50-70% правильно выполненных заданий; «4» - 70-85% правильно выполненных заданий; «5» - правильное выполнение более 85% заданий. В тестовом контроле применено тестовое задание на выбор одного правильного ответа из четырех предложенных вариантов. Специальное упражнение Оценивается по 10-балльной шкале. Критерии оценивания: реализация поставленных задач и решение заявленной проблемы; широкий спектр используемой методологии; продемонстрировано владение литературой и источниками; корректно представлено применение всех навыков и инструментов; креативный подход к решению задачи и форме ее предоставления. Деловая игра, кейс Оценивается по 10-балльной шкале. Критерии оценивания: реализация поставленных задач и решение заявленной проблемы; использованы данные и материалы, собранные из аналитики и открытых источников; критический анализ источников, обоснованность и аргументированность доводов; корректно представлено применение всех навыков и инструментов; материал логично и структурированно изложен; креативный подход к решению задачи и форме ее предоставления. Эссе Оценивается по 10-балльной шкале. Критерии оценивания: согласованность названия темы и содержания эссе; постановка исследовательской стратегии эссе: актуальность, проблема, цель, задачи; представлен обзор литературы и/или обучающимся продемонстрировано владение литературой и источниками (академические источники, СМИ, медиа, интернет-источники, Росстат, нормативно-правовые акты, официальные документы, отчеты); связанность и логичность структуры текста; наличие в тексте анализа и обоснованной авторской позиции; приведено решение исследовательской проблемы; наличие выводов и рекомендаций. Работы, сданные позже установленного срока, проверяются, оценка снижается на 1 балл за 1 день. Групповой проект: Оценивается по 10-балльной шкале. Критерии оценивания: полнота рассмотренного материала; ответы вопросы, поставленные в ходе исследования; глубина рассмотренной темы и качество полученных выводов; широкий спектр используемой методологии; визуализация результатов исследования, презентация; выступление, ответы на вопросы, обсуждение.
- Домашняя работа
- Контрольная работа
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.3 * Домашняя работа + 0.5 * Контрольная работа + 0.2 * Текущий контроль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Базаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 381 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02345-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450044 (дата обращения: 27.08.2024).
- Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. Ю. Базаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11660-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445855 (дата обращения: 28.08.2023).
- Забродин, В. Ю. Социология и психология управления : учебник и практикум для вузов / В. Ю. Забродин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 147 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09952-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453410 (дата обращения: 27.08.2024).
- Зуб, А. Т. Психология управления : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Т. Зуб. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 372 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00185-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449288 (дата обращения: 27.08.2024).
- Кочеткова, А. И. Прикладная психология управления : учебник и практикум для вузов / А. И. Кочеткова, П. Н. Кочетков. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 437 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7962-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450440 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации» / Т.Ю. Базаров. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 239 с. - ISBN 978-5-238-01500-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028830
- Кочеткова А.И., Кочетков П.Н. - ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2017 - 437с. - ISBN: 978-5-9916-7962-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prikladnaya-psihologiya-upravleniya-393418