Магистратура
2023/2024
Современные теории обучения
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Доказательное развитие образования)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Доказательное развитие образования
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина знакомит с существующими теориями обучения: историей их появления и изменений, которые отражены в ключевых понятиях и педагогической повседневности. Студенты получают возможность осмыслять учебные ситуации в контексте теорий обучения и обосновывать предлагаемые решения учебных кейсов, используя понятия теорий обучения.
Цель освоения дисциплины
- Цель дисциплины - сформировать у студентов магистратуры представление об основных существующих теориях обучения и научить использовать относящиеся к данным теориям понятия при интерпретации исследований и учебных ситуаций.
Планируемые результаты обучения
- Иметь представление об основных понятиях различных теорий обучения (бихевиоризма, конструктивизма, теории социального научения, теории обработки информации, теории когнитивной нагрузки, коннективизма и др.)
- Интерпретировать научные статьи с изложением результатов исследований, использующих в качестве теоретической рамки различные теории обучения
- Обосновывать решения, предлагаемые для тех или иных учебных ситуаций, руководствуясь различными теориями обучения
- Объяснять суть понятий “обучение” и “теория”
- Оперировать понятиями, относящимися к различным теориям обучения, описывая те или иные учебные ситуации, в том числе при осмыслении собственной или чужой образовательной траектории
- Интерпретировать результаты исследований, использующих в качестве теоретической рамки различные теории обучения
Содержание учебной дисциплины
- Понятие «теория» и понятие «обучение». Сколько существует теорий обучения?
- Бихевиористские теории обучения
- Конструктивистские теории обучения
- Когнитивистские теории обучения
- Теории совместного обучения и социального научения
- Теории грамотности
- Теории куррикулума
- Теории управления классом, теории оценки и организационные теории
- Теории нравственного развития, теории лидерства и менеджмента, теории социальной справедливости
- Теория проблемного обучения и теория программируемого обучения
- Теории консультирования
- Понятие обучения. Функции теорий обучения. Подтверждение и опровержений теорий обучения исследованиями.
- Бихевиористские концепции обучения
- Конструктивизм как теория обучения и педагогический подход
- Когнитивистские концепции обучения
- Социально-когнитивная теория Бандуры. Концепция саморегулируемого обучения Циммермана.
- Концепция коннективизма и ее статус среди теорий обучения
Элементы контроля
- Выступление на семинарахОбязательно по одному выступлению с докладом для каждого студента. Можно выступать индивидуально или в группах. В группы студенты разбиваются сами и тему себе выбирают тоже сами , в соответствии с исследовательскими интересами.
- Итоговый тест
- Экзамен
- Проведение когнитивной лабораторииКогнитивная лаборатория - это способ проведения качественного исследования, благодаря которому мы можем апробировать то или иное разработанное задание и понять, как его можно доработать для разных целей.
- Презентация идеи образовательного продукта на основе результатов научного исследованияПитчинг идеи образовательного продукта, разработанной на основе результатов научного исследования, перед потенциальными инвесторами
- Автоэтнографическое эссеАвтоэтнография – исследовательский метод, включающий исследование и проблематизацию собственного опыта.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 1 модульДля студентов других образовательных программ: Оитог. оц. = ЭК1 х 0,3 + ЭК2 х 0,3 + ЭК3 х 0,4 ЭК1 (выступление на семинаре) и ЭК2 (итоговый тест), ЭК3 – это экзамен Для студентов программы "Педагогическое образование": Оитог. оц. = ЭК1 х 0,3 + ЭК2 х 0,3 + ЭК3 х 0,4 ЭК1 - когнитивная лаборатория ЭК2 - презентация идеи образовательного продукта ЭК3 – автоэтнографическое эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dale H. Schunk. (2013). Learning Theories: Pearson New International Edition : An Educational Perspective. Pearson.
- Теории научения, Хегенхан, Б., 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Cheng, K.-H. (2019). Parents’ user experiences of augmented reality book reading: perceptions, expectations, and intentions. Educational Technology Research & Development, 67(2), 303–315. https://doi.org/10.1007/s11423-018-9611-0
- Costley, J. (2021). How role-taking in a group-work setting affects the relationship between the amount of collaboration and germane cognitive load. International Journal of Educational Technology in Higher Education ; Volume 18, Issue 1 ; ISSN 2365-9440. https://doi.org/10.1186/s41239-021-00259-w
- McEwen, R. N., & Dubé, A. K. (2015). Engaging or Distracting: Children’s Tablet Computer Use in Education. Journal of Educational Technology & Society, 18(4), 9–23.