Бакалавриат
2023/2024
Макроэкономика 2
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Мировая экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент теоретической экономики
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
84
Программа дисциплины
Аннотация
Курс Макроэкономика-2 в бакалавриате является обязательным предметом для студентов 2 курса факультета мировой экономики НИУ-ВШЭ и рассчитан на один семестр (два модуля). Курс охватывает промежуточный уровень и знакомит с основными макроэкономическими моделями, которые описывают поведение экономики в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. В нем рассматриваются проблемы бизнес цикла в закрытой экономике (на основе моделей IS-LM и AD-AS) и в открытой экономике (на основе модели IS-LM-ВР) и проблемы долгосрочного экономического роста (на основе модели Солоу и моделей эндогенного экономического роста). Большое внимание уделяется анализу механизмов и последствий стабилизационных политик в закрытой экономике (фискальной, монетарной и перераспределительной) и в открытой экономике (фискальной, монетарной и валютной) и оценке их сравнительной эффективности, С учетом специфики факультета мировой экономики в курс включено изучение закономерностей и особенностей функционирования мирового валютного рынка (рынка Forex) и международной финансовой системы и рассмотрение основных теорий и моделей валютных курсов.
Цель освоения дисциплины
- Развитие у студентов экономического образа мышления
- Развитие способностей использовать логику и формальные методы экономического анализа в процессе дальнейшего обучения.
- Обучить студентов основам макроэкономического анализа на промежуточном уровне, предполагающем активное использование алгебры и графической интерпретации моделей;
- Привить навыки использования макроэкономического инструментария к анализу современных экономических проблем, а также экономических проблем в исторической перспективе;
- Расширить знания студентов в области макроэкономики;
- Развить способности студентов к пониманию и критическому осмыслению проблем макроэкономики, обсуждаемых в экономической литературе;
- Обеспечить уровень знаний и навыков в области макроэкономики, соответствующих стандартам не только отечественного, но зарубежного высшего экономического образования.
Планируемые результаты обучения
- 01. Перечисляет предпосылки и основные положения модели и показывает ее аналитические возможности;
- 02. Выводит кривые IS и LM и объясняет их свойства;
- 03. Дает интуитивное объяснение механизма установления и восстановления равновесия в модели
- 04. Объясняет механизм и последствия стабилизационных политик в закрытой экономике;
- 05. Интерпретирует причины и результаты смешанной политики и «особых случаев» в модели;
- 06. Оценивает абсолютную и сравнительную эффективность фискальной и монетарной политики в закрытой экономике
- 07. Выводит кривую совокупного спроса из модели IS-LM
- 08. Объясняет свойства кривой совокупного спроса (наклон, сдвиги, движение вдоль);
- 09. Выводит мультипликаторы фискальной и монетарной политик
- 10. Объясняет механизм стабилизационных политик при условии жестких и гибких цен на товары и на экономические ресурсы;
- 11. Интерпретирует последствия фискальной и мое-тарной политик в среднесрочном периоде и обосновывать их отличия
- 12. Выводит кривые IS и LM в открытой экономике и объясняет их свойства и особенности;
- 13. Выводит кривую ВР при разных вариантах мобильности капитала и объясняет ее свойства
- 14. Объясняет механизм установления и восстановления равновесия в модели IS-LM-BP при разных режимах валютного курса и разных вариантах мобильности ка-питала;
- 15. Интерпретирует последствия шоков в открытой экономике
- 16. Дает интуитивное объяснение механизма и последствий фискальной, монетарной и валютной политик в открытой экономике при разных вариантах мобильности капитала;
- 17. Сравнивает эффективность стабилизационных политик в открытой экономике при разных режимах валютных курсов и разных вариантах мобильности капитала
- 18. Дает интуитивное объяснение основным положениям и выводам модели баланса финансового портфеля
- 19. Объясняет особенности монетарного подхода к моделированию валютных курсов, интерпретирует «эффект перелета» Дорнбуша и последствия шоков денежной массы, выпуска и иностранной ставки процента в краткосрочном и долгосрочном периодах;
- 20. Инспектирует основные положения традиционного подхода к моделированию валютных курсов; характеризует эффект Харрода-Балассы-Самуэльсона;
- 21. Дает описание модели Солоу (предпосылок, производственной функции, основного уравнения динамики, стационарного состояния, сравнительной статики, «золотого правила» накопления капитала) и объясняет поведение основных макроэкономических переменных на траектории сбалансированного роста;
- 22. Перечисляет и объясняет основные положения моделей эндогенного экономического роста
- 23. Перечисляет и интерпретирует стилизованные факты экономического роста;
Содержание учебной дисциплины
- Равновесие товарного и денежного рынков в закрытой экономике: модель IS-LM
- Макроэкономическая политика в модели IS-LM
- Модель IS-LM как модель совокупного спроса.Фискальная и монетарная политика в среднесрочном периоде
- Равновесие в модели AD-AS и стабилизационная политика
- Совокупный спрос в открытой экономике
- Краткосрочное равновесие в открытой экономике: модель IS-LM-BP
- Макроэкономическая политика в открытой экономике
- Теории и модели валютных курсов
- Теории экономического роста
Элементы контроля
- Миниконтрольные работыМиниконтрольные работы проводятся на семинарах. Индивидуальная оценка по МКР студента определяется как средняя арифметическая по всем написанным этим студентом МКР. В случае пропуска МКР по уважительной причине (при наличии подтверждающих документов), пропущенные работы не участвуют в определении средней оценки. При пропуске МКР без уважительной причины они оцениваются в 0 баллов и участвуют в расчете средней оценки. МКР не могут быть переписаны отдельными студентами с целью повышения оценки. МКР проводится в электронном виде с помощью программ SmartLMS, Socrative, Plickers и др. или на бумажном носителе.
- Активность на семинаре«Активность на семинаре» включает в себя подготовку к семинару (выполнение дз, работа над материалом соответствующей семинару лекции), ответы на семинаре, выполнение заданий на семинаре.
- ЭкзаменПисьменная работа по материалу всего курса. Включает в себя разные типы заданий: тесты, расчетные задачи, открытые вопросы. Длительность работы 1,5 часа.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.15 * Активность на семинаре + 0.1 * Миниконтрольные работы + 0.15 * Миниконтрольные работы + 0.6 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Copeland, L. (2014). Exchange Rates and International Finance 6th Edn (Vol. Sixth edition). Harlow: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418675
Рекомендуемая дополнительная литература
- Gordon, R. J. (2014). Macroeconomics: Pearson New International Edition (Vol. Twelfth edition. Pearson new international edition). Harlow, Essex: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418495
- Introduction to economic growth, Jones, C. I., 2002
- Mankiw, N. G. (DE-588)120973626, (DE-576)164048383. (2000). Macroeconomics / N. Gregory Mankiw. New York, NY: Worth. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.07890529X
- Philippe Aghion, & Peter Howitt. (1997). Endogenous Growth Theory. The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.mtp.titles.0262011662