Бакалавриат
2023/2024
История Юго-Восточной Азии
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Рябинин Алексей Леонидович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
70
Программа дисциплины
Аннотация
Задачей курса является приобретение студентами базовых знаний по истории древней и средневековой Азии, а также формирование у обучающихся комплексного представления об основных этапах становления и развития восточных цивилизаций и знакомство с проблемами периодизации истории Азии и Африки. Особое внимание уделяется анализу исторического процесса для азиатских стран в целом, его роли в мировом контексте, а также тем специфическим чертам, которые характерны для отдельных стран. В рамках курса студенты овладеют навыками анализа социальных, экономических, политических, религиозных и исторических процессов в Азии и Африке и познакомятся с основополагающими научными концепциями и методологией современной исторической науки.
Цель освоения дисциплины
- освещение основного фактического материала (историческая характеристика отдельных периодов истории Юго-Восточной Азии на основе анализа источников и историографии);
- усвоение информации об основных особенностях материальной и духовной культуры Юго-Восточной Азии, а также понимание роли религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов, умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих культур;
- привить понимание многообразия культур и цивилизаций Юго-Восточной Азии в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
- привить студентам навыки работы с разноплановыми источниками по истории региона; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
- ознакомить студентов с основными теоретическими концепциями, которые существуют в мировом востоковедении и исторической науке.
Планируемые результаты обучения
- Владеть методами по изучению исторического развития региона Юго-Восточная Азия и основных стран, входящих в него, а также освоить специфику современных подходов к изучению исторической проблематики региона Юго-Восточная Азия.
- Знать основные этапы исторического развития как региона в целом, так и основных стран, входящих в этот регион: Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Тайланда (Сиама), Бирмы, Малайзии, Индонезии, Филиппин.
- Иметь навыки работы с источниками и литературой по истории региона Юго-Восточная Азия и основных стран, входящих в этот регион.
- Перечислять основные этапы исторического развития как региона в целом, так и основных стран, входящих в этот регион: Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Тайланда (Сиама), Бирмы, Малайзии, Индонезии, Филиппин.
- перечислять основные этапы исторического развития как региона в целом, так и основных стран, входящих в этот регион: Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Тайланда (Сиама), Бирмы, Малайзии, Индонезии, Филиппин.
Содержание учебной дисциплины
- Источники по изучению древней истории Юго-Восточной Азии: археологические, этнографические, нумизматические.
- Древняя история Юго-Восточной Азии.
- Неолит в ЮВА.
- Бронзовый век в «прото-ЮВА».
- Древние вьетские государства.
- Попытки ассимиляции лаквьетов при Ван Мане и первых императорах династии Поздних Хань.
- Начало государственности у мон-кхмеров и народов малайско-индонезийского мира.
- Государства Юго-Восточной Азии в V–VII вв.
- Государства Юго-Восточной Азии в VII – IX вв.
- Юго-Восточная Азия в X -XIII вв.
Элементы контроля
- Работа на семинарахРабота на семинарах.
- ЭкзаменУстный опрос и/или защита презентации.
- Работа на семинарских занятияхРабота на семинарах.
- ЭкзаменУстный опрос и/или защита презентации.
- АктивностьРабота на семинарах.
- ЭкзаменУстный опрос и/или защита презентации.
- АктивностьРабота на семинарах.
- ЭкзаменУстный опрос и/или защита презентации.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен + 0.5 * Экзамен
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.25 * Работа на семинарских занятиях + 0.25 * Работа на семинарских занятиях + 0.25 * Работа на семинарских занятиях + 0.25 * Работа на семинарских занятиях + 0.5 * Экзамен + 0.5 * Экзамен
- 2024/2025 учебный год 1 модульОценивается работа на семинарах
- 2024/2025 учебный год 4 модуль0.2 * Активность + 0.2 * Активность + 0.2 * Активность + 0.2 * Активность + 0.2 * Активность + 0.2 * Активность + 0.4 * Экзамен + 0.4 * Экзамен
- 2025/2026 учебный год 4 модуль0.5 * Активность + 0.5 * Активность + 0.5 * Экзамен + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Васильев, Л. С. История Древнего Востока : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. С. Васильев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 306 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-9916-9362-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433763 (дата обращения: 28.08.2023).
- История Востока. Т. 1: ., Васильев, Л. С., 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kiernan, B. (2017). Viet Nam : A History From Earliest Times to the Present. New York City: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1455511