• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Методы оценки персонала

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Макарушкина Мария Александровна, Шамарова Яна Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

В условиях рыночной экономики конкурентные преимущества организации обеспечиваются как производственными технологическими факторами, так и качеством работы с людьми работающими в организации. Начальным этапом работы с персоналом в организации является подбор и оценка сотрудников исходя из миссии, целей и организзационных задач компании. В рамках данного курса рассмотрены проблемы: экономической оценки эффективности подбора персонала, классический (ЗУН) и компетентносный подходы к построению системы подбора персонала, этапы разработки модели компетенций, валидность и надежность методов оценки персонала, виды интервью в оценке персонала (биографическое, компетентностное, ситуационное, панельное), принципы разработки тестов для оценки персонала, деловые и ролевые игры как метод экспертной оценки персонала, стандарты центра оценки персонала, HR-аналитика, правовые и этические нормы подбора и оценки персонала.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с основными целями, методами и этапами оценки персонала;
  • Формирование представления о роли оценки персонала в управлении организацией, профессиональном развитии сотрудников;
  • Формирование навыков разработки и проведения оценки персонала.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основную структуру и этапы проведения и анализа центра оценки персонала.
  • Студент знает основные виды валидности методов оценки персонала. Может самостоятельно спланировать аналитическую работу по оценке валидности того или иного метода оценки персонала.
  • Студент знает основные модели организации HRаналитики. Может самостоятельно собрать данные и провести анализ.
  • Студент знает основные особенности модели ЗУН, компетентностной модели.
  • Студент знает основные подходы к разработке модели компетенций
  • Студент знает основные этапы разработки психологического теста. Может самостоятельно провести исследование для оценки психометрических показателей теста.
  • Студент знает основные этические и правовые нормы в организации подбора и оценки персонала.
  • Студент может самостоятельно оценить трудовые и финансовые затраты на оценку персонала в конкретной организации
  • Студент может самостоятельно разработать, провести и проанализировать деловую игру с целью оценки профессиональных компетенций.
  • Студент может самостоятельно спланировать, провести и проанализировать интервью для оценке профессиональных компетенций.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экономические и организационные предпосылки подбора и оценки персонала
  • Общая характеристика этапов подбора персонала. Модели: ЗУН, компетенций.
  • Подходы к формированию модели компетенций
  • Общая характеристика методов оценки персонала. Валидность методов оценки персонала.
  • Метод интервью в оценке персонала
  • Тесты в оценке персонала
  • Деловые и ролевые игры как форма организации экспертной оценки персонала
  • Центр оценки персонала, стандарты центра оценки
  • HR- аналитика
  • Правовые и этические нормы организации подбора и оценки персонала
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Участие в дискуссии, ответы на вопросы, участие в групповых активностях.
  • неблокирующий ДЗ 1
  • неблокирующий ДЗ 2
  • неблокирующий Экзамен-презентация
    Презентация итогов проделанной работы в соответствии с заданием по теме семинара.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.2 * Активность + 0.15 * ДЗ 1 + 0.15 * ДЗ 2 + 0.5 * Экзамен-презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Edwards, M. R. (2016). Predictive HR Analytics : Mastering the HR Metric (Vol. 1). London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1193776
  • Heuvel, van den, S., & Bondarouk, T. (2017). The rise (and fall?) of HR analytics : A study into the future application, value, structure, and system support. Journal of Organizational Effectiveness: People and Performance, 4(2), 127–148. https://doi.org/10.1108/JOEPP-03-2017-0022
  • Heuvel, S. van den. (2015). HR analytics: hello! (and goodbye?). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.33BA13D4
  • Minhaj, M., & Gandhi, L. (2016). HR Analytics: A Big Deal for C-Suite in Talent Management. IFIMs Focus: The International Journal of Management, 12(2), 38–43. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=125122756
  • Soundararajan, R., & Kuldeep Singh. (2016). Winning on HR Analytics : Leveraging Data for Competitive Advantage. Teller Road Thousand Oaks, Calif: Sage Publications Pvt. Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1413648
  • Вучетич, Е., Гофман, Д., Ерофеев, А., Лурье, Е., Мальцева, М., Михеев, Ю., … Шмелев, А. (2013). Российский Стандарт Центра Оценки. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.619B46B3
  • Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие / Кошевая И.П., Канке А.А. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-8199-0374-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/518222

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Archuleta, K. (2009). Evidence of Construct-Related Validity for Assessment Centers: More Pieces of the Inferential Pie. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.tamu.edu.oai.repository.tamu.edu.1969.1.ETD-TAMU-2009-05-579
  • Belli, G. (2016). Job Interview. [Place of publication not identified]: Eroscultura. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1255278
  • Borodai V.A. (2017). Simulation assessment center in the service of the company as a factor in the accuracy and validity of the information about the employee. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F1088001
  • Chattopadhyay, D., Biswas, D. D., & Mukherjee, S. (2017). A New Look at HR Analytics. Globsyn Management Journal, 11(1/2), 41–51. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=132011107
  • Dirr, N. (2013). Guidelines for Home Energy Professionals project : multifamily job task analyses needs assessment / Nick Dirr [and four others]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.ocn843943897
  • HANDA, D., & GARIMA. (2014). Human Resource (Hr) Analytics: Emerging Trend in Hrm (Hrm). CLEAR International Journal of Research in Commerce & Management, 5(6), 59–62. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=119728451
  • Helena Espirito Santo. (2017). Editorial: Validity in assessment instruments. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D179CC42
  • Henriksen, T. D., & Børgesen, K. (2016). Can good leadership be learned through business games? Human Resource Development International, 19(5), 388–405. https://doi.org/10.1080/13678868.2016.1203638
  • Jin, J. (2018). The role of assessment centers in job satisfaction and organizational commitment: a case of the Korean government. International Journal of Human Resource Management, 29(9), 1588–1608. https://doi.org/10.1080/09585192.2016.1203348
  • Job analysis : an important employment tool. (1994). [Washington, D.C.? : President’s Committee on Employment of People With Disabilities, 1994. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.000422795
  • Kessler, R. (2006). Competency-based Interviews : Master the Tough New Interview Style and Give Them the Answers That Will Win You the Job. Franklin Lakes, NJ: Career Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231056
  • Komarov V. F., & Aloyan G. N. (2017). A Study of Kurt Lewin’s Styles of Leadership by Business Games Method. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.19D929A4
  • Kuenzi, J. K. (1995). A review of job analysis methods [microform] / by Joan K. Kuenzi. [Washington, D.C.?] : U.S. Dept. of the Interior, Bureau of Mines, 1995. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.000480368
  • LACRUZ, A. J. (2017). Simulation and Learning Dynamics in Business Games. https://doi.org/10.1590/1678-69712016/administracao.v18n2p49-79
  • Lee, C., Felps, W., & Steel, P. (2017). Who gets the job interview? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.29CEA76F
  • Lee, J., Connelly, B. S., Goff, M., & Hazucha, J. F. (2017). Are assessment center behaviors’ meanings consistent across exercises? A measurement invariance approach. International Journal of Selection & Assessment, 25(4), 317–332. https://doi.org/10.1111/ijsa.12187
  • Llosa, J. A., Menéndez-Espina, S., Rodríguez-Suárez, J., Agulló-Tomás, E., & Boada-Grau, J. (2017). Spanish validation of the Job Insecurity Scale JIS-8: Viability of the cognitive and affective model. Psicothema, 29(4), 577–583. https://doi.org/10.7334/psicothema2017.59
  • Nako, Z., & Barnard, A. (2012). Construct validity of competency dimensions in a leadership assessment and development centre. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F9B61AE3
  • Oliver, T., Hausdorf, P., Lievens, F., & Conlon, P. (2016). Interpersonal Dynamics in Assessment Center Exercises. Journal of Management, 42(7), 1992–2017. https://doi.org/10.1177/0149206314525207
  • Plumlee, L. B. (1976). A guide to the development of job knowledge tests : a reference kit for measurement specialists / Lynnette B. Plumlee. Washington : Civil Service Commission, Personnel Research and Development Center, 1976. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.000014581
  • Robin Kessler. (2012). Competency-Based Interviews, Revised Edition : How to Master the Tough Interview Style Used by the Fortune 500s (Vol. Revised). [N.p.]: Career Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1906961
  • Rodrigues, N., & Rebelo, T. (2009). Work Sample Tests: Their Relationship with Job Performance and Job Experience / Tests de Muestras de Trabajo: Relación con el Desempeño y la Experiencia del Puesto. Revista de Psicología Del Trabajo y de Las Organizaciones, 25(1), 47–58. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssci&AN=edssci.S1576.59622009000100006
  • Roulin, N. (2017). The Psychology of Job Interviews. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1492011
  • Solano Flores, G., Trumbull, E., & Basterra, M. del R. (2011). Cultural Validity in Assessment : Addressing Linguistic and Cultural Diversity (Vol. 1st ed). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=349449
  • Studer, D., & Kemkar, S. (2012). Job/task analysis: enhancing the commercial building workforce through the development of foundational materials : preprint / D. Studer, S. Kemkar. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.ocn818896743
  • Tolordava, Z. (2016). Business games and Environmental psychology. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5695DCF8
  • Tony Miller. (2016). HR Analytics and Innovations in Workforce Planning. New York: Business Expert Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1446469
  • Анцупов, А.Я. Социально-психологическая оценка персонала: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Психология» / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. — 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 391 с.- ISBN 978-5-238-01445-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028859
  • Аттестация работников организации / А.В. Верховцев. - 3-e изд. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 32 с.: 60x88 1/16. - (Библиотека журнала 'Трудовое право РФ'; Вып. 1[232]). (обложка) ISBN 978-5-16-006331-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/370952
  • Бекяшев Д.К. - Международное трудовое право (публично-правовые аспекты). Учебник - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-15452-4 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/17003
  • Буянова М.О., Смирнов О.В. - Трудовое право. Учебник для бакалавров - РГ-Пресс - 2014 - ISBN: 978-5-9988-0244-7 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/25085
  • Гуревич, К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды : сборник научных трудов / К.М. Гуревич. — Санк-Петербург : Питер, 2008. — 336 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-91180-765-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055254 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055254
  • Донцов, Д.А.. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике : Учебно-методическое пособие / Д.А. Донцов, Л.В. Сенкевич, А.И. Рыбакова, А.Б. Шагидаева — Москва : Русайнс, 2017. — 174 с. — ISBN 978-5-4365-1617-2. — URL: https://book.ru/book/929673 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Дресвянников, В. А., Центр оценки и развития персонала (Assessment and Development Center): создание и технология работы : монография / В. А. Дресвянников, Т. Ю. Пащенко, С. В. Тактарова. — Москва : Русайнс, 2017. — 221 с. — ISBN 978-5-4365-2242-5. — URL: https://book.ru/book/927768 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Компетентностный подход в управлении персоналом: схемы, таблицы, практика применения: Учебное пособие / Чуланова О.Л. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 73 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-16-010724-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/501355
  • Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции [Электронный ресурс] : монография / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М.: Университетская книга; Логос, 2009. - 328 с. - ISBN 978-98704-452-0.
  • Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы координации: Монография / Под ред. С.Ю.Головиной, Н.Л. Лютова - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-91768-678-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/526436
  • Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты...): Учеб. пос. / С.Д.Резник и др.; Под ред. С.Д.Резника - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с.: 60x90 1/16. - (ВО: Бакалавр.). (п) ISBN 978-5-16-005000-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/424020
  • Орловский Ю.П. - Отв. ред. - ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 858с. - ISBN: 978-5-9916-6738-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/trudovoe-pravo-v-2-t-389624
  • Оценка персонала в организации : учеб. пособие / А.М. Асалиев, Г.Г. Вукович, О.Г. Кириллова, Е.А. Косарева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 171 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/24412. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/782840
  • Под ред. Акимовой М.К. - ПСИХОДИАГНОСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2017 - 631с. - ISBN: 978-5-534-03162-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihodiagnostika-teoriya-i-praktika-402554
  • Романова, Е. С., Психодиагностика : учебное пособие / Е. С. Романова. — Москва : КноРус, 2011. — 332 с. — ISBN 978-5-406-01311-3. — URL: https://book.ru/book/900571 (дата обращения: 22.08.2023). — Текст : электронный.
  • Управление изменениями. Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации: Учеб. пос. / Резник С.Д., Черниковская М.В.,: Под общ. ред. С.Д. Резника - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 210 с.: 60x90 1/16. - (ВО: Бакалавриат) (О) ISBN 978-5-16-011749-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/542542
  • Формирование стратегии: деловые игры - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 322 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-105440-6 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/753484
  • Черняева, Д.В.. Международные стандарты труда (международное публичное трудовое право) : Учебник / Д.В. Черняева — Москва : КноРус, 2016. — 229 с. — ISBN 978-5-406-00122-6-M-2016. — URL: https://book.ru/book/921161 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Авторы

  • Макарушкина Мария Александровна
  • Вечерин Александр Викторович
  • Серов Сергей Юрьевич
  • Казанков Виталий Игоревич