• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Форматы деловой журналистики

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Современная журналистика)
Направление: 42.04.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Литова Екатерина Владимировна
Прогр. обучения: Современная журналистика
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

В деловой журналистике есть множество жанров и форматов, начиная от классического интервью и статьи, заканчивая консенсус-прогнозами. И хотя большинство форматов (например, интервью) понятно большинству из нас, журналист должен знать их особенность применительно к деловой тематике. Качественный журналистский продукт отличается фактами, важными деталями и глубоким пониманием темы: в мире деловой информации большое внимание уделяется цифрам. Но задача журналиста не только правильно их интерпретировать, но и изложить в формат, понятный и доступный для читателя. В рамках этого курса студентов ждет работа по изучению форматов печатной деловой журналистики и их особенностей. Студенты будут создавать и выпускать медиаконтент в разных форматах деловой журналистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • изучить способы освещения в медиа основных деловых тем
  • выявить основные форматы деловой журналистики
  • рассмотреть и разобрать специфику форматов современной деловой журналистики
  • научиться писать материалы в разных форматах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимает особенности освещения деловой повестки
  • понимает, какая специфика присуща различным форматам деловой журналистики
  • определяет формат в зависимости от тематики
  • создает деловые форматы и работает для этого, как с открытыми источниками, так и с ньюсмейкерами
  • овладел знаниями, умениями и навыками, необходимыми для дальнейшей работы с деловой информацией различного типа в рамках профессиональной̆ деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности форматов деловой журналистики
  • Материалы с использованием формата профайла
  • Интервью
  • Материалы на основе опросов рынка
  • Описание рыночных продуктов
  • Отчетность
  • Повестка и инфоповоды от ньюсмейкеров
  • Авторские колонки
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Написание профайла
    Студент выбирает актуальную (за последний месяц) новость о какой-либо компании или бизнесмене, обосновав письменно свой выбор. Далее журналист готовит содержательную справку о выбранной персоне или компании в рамках формата профайла, которая раскрывает ее бизнес или профессиональную деятельность, и при этом соотносится с выбранной тематикой. Формат должен быть представлен в виде текста с использованием релевантных источников информации. Контент должен быть сдан преподавателю в строго намеченный срок. Работа делается индивидуально.
  • неблокирующий Выбор героя для делового интервью и написание вопросов к нему
    Студент выбирает героя для интервью (топ-менеджер банка, крупной компании), письменно объяснив почему он выбрал этого героя с точки зрения его актуальности и интереса для аудитории деловых СМИ. Далее студент готовит 10 открытых вопросов для героя интервью. Контент должен быть сдан преподавателю в строго намеченный срок. Работа делается индивидуально.
  • неблокирующий Планирование и написание материала в формате “дайджеста”
    Студент должен будет выбрать для формата пять ключевых и важных для делового федерального издания событий прошедшей недели (понедельник-воскресенье) и написать текст в стиле “Что произошло за неделю”. Итоговый дайджест должен будет состоять из единого текста, который из небольшого вступления с перечислением ключевых событий и разделен на пять маленьких новостей по 1400 знаков максимум. В дайджесте должны быть: две (а лучше три) новости, касающихся публичных компаний (надо будет описать причину выбора новости про конкретную компанию), а также две важные новости общественной, экономической или политической повестки. Если новостей из повестки не набирается, или, например, студент считает, что значимее новости про компании, то можно сделать полностью 5 новостей о компаниях. К новостям должны быть подобраны 1–2 комментария. Итоговый материал предоставляется преподавателю в строго намеченный срок. Работа выполняется в парах.
  • неблокирующий Создание и выпуск консенсус-прогноза
    Студенту будут даны сырые данные с готовыми комментариями аналитиков, из которых он должен будет сформировать консенсус-прогноз на конкретную тему – ключевая ставка или отчетность эмитента. Материал должен будет состоять из двойного заголовка (консенсус прогноз газеты Х: “суть”), лида, описания консенсуса и его итогов, данных выборки, бэкграунда (это может быть короткий итог прошлого решения по ключевой ставке или отчетности компании) деталей с комментариями аналитиков. Итоговый материал предоставляется преподавателю в строго намеченный срок и не превышает 6000 знаков. Работа делается индивидуально.
  • неблокирующий Планирование и подготовка заметки формата “личные финансы” – разбор финансовых продуктов
    Студент выбирает для описания один из банковских продуктов: ипотека, кредит наличными, банковский вклад. Далее он анализирует этот продукт в топ-5 банках по размеру средств населения. В случае с ипотекой берутся только рыночные программы банков на новостройки и вторичное жилье. В случае со вкладами – только самый доходный (у банков их может быть много). После этого студент готовит текст формата “личный счет”, где описывает общую характеристику этого продукта в топ-5 банках (среднее значение ставки/процента, минимальное, максимальное), а затем – с особенностями в зависимости от каждого банка. Текст должен понятно и предметно раскрывать продукт, его условия и “подводные камни”. Работа должна быть написана с целью расширения кругозора (в данном контексте важно применять методы объяснительной журналистики). Формат должен быть представлен в виде текста до 4000. Контент должен быть сдан преподавателю в строго намеченный срок. Работа делается индивидуально.
  • неблокирующий Написание материала на основе инфоповода от ньюсмейкера
    Студенту будет предоставлен один из материалов – аналитический отчет, итоги опросов, письмо рыночной СРО, на основе которого напишет материал. Текст должен быть выполнен в формате новости, написанной по журналистскому стандарту (четкое следование принципам перевернутой пирамиды, заголовок, лид, новость, детали, и бэкграунд). В дополнение студенту надо будет также составить 2–3 вопроса для 2 экспертов по теме, а также указать каких экспертов он бы взял в этот материал. Текст не должен превышать 3500 знаков. Материал предоставляются преподавателю в строго намеченный срок. Работа делается индивидуально.
  • неблокирующий Написание аналитического материала на основе финансовой отчетности
    Студенту будет предложена отчетность компании по МСФО за определенный период и обзор аналитиков по отчетности. Далее он должен будет написать новостной текст аналитического формата не более 4000 знаков, где раскроет ключевые показатели деятельности компании за выбранный период и дополнит это аналитическим мнением. Материал должен быть выполнен в формате новости, написанной по журналистскому стандарту (четкое следование принципам перевернутой пирамиды, заголовок, лид, сама новость, детали, мнение аналитиков и, если надо, бэкграунд). Материал предоставляются преподавателю в строго намеченный срок. Работа делается индивидуально.
  • неблокирующий Подготовка материала в формате колонки/мнения
    Студент предварительно согласовывает с преподавателем тему для колонки и объясняет ее значимость для широкой аудитории. Журналист пишет авторский текст в свободном стиле до 3500 знаков. Студенту стоит оставаться в рамках журналистского языка, избегая излишнего использования литературного. Текст должен быть привязан к повестке. В нем автор может поставить вопрос, пока-зать проблему, высказать свое отношение к явлению и проч.
  • неблокирующий Написание материала в любом из форматов деловой журналистики
    Студент пишет итоговый материал в одном из уже изученных форматов. При выборе формата “консенсус-прогноз” или написании текста на основе инфоповода ньюсмейкера, данные можно запросить у преподавателя. Материал предоставляются преподавателю в строго намеченный срок. Работа делается индивидуально.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.1 * Выбор героя для делового интервью и написание вопросов к нему + 0.1 * Написание аналитического материала на основе финансовой отчетности + 0.1 * Написание материала в любом из форматов деловой журналистики + 0.1 * Написание материала на основе инфоповода от ньюсмейкера + 0.1 * Написание профайла + 0.1 * Планирование и написание материала в формате “дайджеста” + 0.1 * Планирование и подготовка заметки формата “личные финансы” – разбор финансовых продуктов + 0.1 * Подготовка материала в формате колонки/мнения + 0.2 * Создание и выпуск консенсус-прогноза
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Амиров, В. М. Деловая журналистика : учебное пособие / В. М. Амиров. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 100 с. — ISBN 978-5-9765-3483-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105141 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Туманян Ю.Р., Ищенко-Падукова О.А., Козлов А.Н. и др. - Финансовая грамотность - Южный федеральный университет - 2020 - ISBN: 978-5-9275-3558-3 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=375039