Бакалавриат
2023/2024
Поведенческая и когнитивная нейронаука
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Лазарев Иван Евгеньевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Поведенческая и когнитивная нейронаука это та дисциплина, в которой явлениям поведения и познавательным процессам дается объяснение через механизмы работы нервной системы. В данном курсе будет разобрано развитие подобных представлений, изложены различные теоретические подходы (физиология высшей нервной деятельности, теория функциональных систем, классическая и системная психофизиология, в меньшей степени различные подходы в рамках когнитивной науки). Данные подходы будут иллюстрироваться на материале уже знакомых слушателю когнитивных процессов (восприятия и внимания). Также в свете работы нервной системы будут рассмотрены темы, обычно не входящие в более «когнитивные» курсы: моторная система, сон и бодрствование, эмоции и мотивации, управляющие функции и мышление.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Поведенческая и когнитивная нейронаука» являются: дать студентам представление об истории развития наук о мозге в контексте изучения психики и поведения, о мозговой организации основных психических процессов и функций в различных теоретических подходах.
Планируемые результаты обучения
- Студенты воспроизводят знания о феноменологии сна, его гипотетических функциях и физиологических проявлениях.
- Студенты воспроизводят представления о закономерностях организации движения и о мозговой организации управления движением
- Студенты воспроизводят проблемы, решаемые когнитивной и поведенческой нейронаукой, в контексте ее возникновения и развития; называют этапы развития представлений о связи мозга и психики. Воспроизводят основные положения различных теоретических подходов в когнитивной и поведенческой нейронауке
- Студенты воспроизводят современные представления ( модель Панксеппа и др.) о мозговой организации эмоций).
- Студенты воспроизводят функции префронтальной коры и лобных долей. Студенты знают нарушения работы управляющих функций. Студенты знают нейрофизиологические концепции принятия решения и планирования.
Содержание учебной дисциплины
- Общее представление о развитии наук о мозге и поведении
- Эмоции
- Сон и бодрствование
- Моторная система
- Управляющие функции и мышление
Элементы контроля
- Аудиторная работаОценка активности студента на семинарах (ответы на вопросы участие в обсуждении)
- СамостоятельнаяСамостоятельная письменная работа студента на одном из занятий. Требуется дать развернутый письменный ответ на вопросы
- Домашняя работаЭссе на заданную тему
- ЭкзаменУстный экзамен по предмету
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.2 * Аудиторная работа + 0.1 * Домашняя работа + 0.1 * Домашняя работа + 0.1 * Самостоятельная + 0.1 * Самостоятельная + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Психофизиология : Учебник для вузов, Александров, Ю.И., 2007
- Психофизиология : учебник для вузов, Данилова, Н. Н., 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- David Poeppel, George R. Mangun, & Michael S. Gazzaniga. (2020). The Cognitive Neurosciences: Vol. 6th ed. The MIT Press.
- Stanley Finger, & Paul Eling. (2019). Franz Joseph Gall : Naturalist of the Mind, Visionary of the Brain. Oxford University Press.
- Stanley Finger. (2005). Minds Behind the Brain : A History of the Pioneers and Their Discoveries. Oxford University Press.
- Мозг, познание, разум. Ч. 1: ., Баарс, Б., 2014
- Мозг, познание, разум. Ч. 2: ., Баарс, Б., 2014
- Мозг, познание, разум. Ч.1: ., Баарс, Б., 2016
- Мозг, познание, разум. Ч.2: ., Баарс, Б., 2016