• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Психология

Статус: Курс обязательный (Программная инженерия)
Направление: 09.03.04. Программная инженерия
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 30
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает знакомство с психологической наукой, ее спецификой, основными понятиями, теориями, научными и практическими проблемами психологии и способами их решения. Наиболее общей целью изучения данной дисциплины является введение в мир человеческой психики, в формировании научного подхода к изучению психологической реальности. Сюда входит формирование представлений: - о предмете и методах исследования в психологии; - о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; - об индивидуальных различиях в психической деятельности и закономерностях ее развития; - о возможностях психологического анализа событий и ситуаций обыденной жизни. Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом различных психологических теорий, умение классифицировать психологические процессы и явления, анализировать некоторые реальные психологические ситуации. Дисциплина изучается в формате blended learning. Студентам предлагается самостоятельное изучение лекционных тем курса в онлайн формате. Основными элементами контроля являются контрольная работа по материалам очных занятий и онлайн лекций, домашнее задание (преподаватели могут выбирать формат домашнего задания, исходя из соображений повышения качества усвоения материала студентами образовательной программы), а также экзамен (письменный тест). Аудиторные занятия и элементы контроля проводятся в онлайн- или оффлайн формате в зависимости от эпидемиологической ситуации. Преподаватели, ведущие семинары на конкретных образовательных программах, имеют возможность оптимизировать соотношение компонентов онлайн курса и очных занятий для повышения усвояемости материала студентами этих образовательных программ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представлений о психологии как области научного знания, способности отделить обыденные представления о психологических процессах и явлениях от научно обоснованных
  • Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций в профессиональной деятельности и повседневной жизни
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет основные признаки научного подхода в психологии
  • Выявляет специфику и особенности поведения человека и процесса принятия решений при включении в те или иные большие и малые группы
  • использует знания о психологических особенностях мышления и речи при принятии решений и анализе принятых решений
  • объясняет различия между темпераментом, характером и интеллектуальными свойствами и особенностями их формирования и развития
  • Сопоставляет роль социальных и когнитивных факторов в развитии человека и преодолении возрастных кризисов развития
  • Характеризует основные потребности, мотивы, способы целеполагания и их роль в достижении профессионального и личного успеха и благополучия
  • Описывает основные методы и принципы научного психологического исследования, объясняет различия между житейским и научным психологическим знанием
  • Характеризует особенности процессов ощущения и восприятия, описывает различия между ними
  • характеризует разные виды памяти в психической деятельности
  • Описывает основные виды, функции и теории эмоциональных процессов, владеет способами их саморегуляции
  • Разъясняет и использует при анализе поведения человека основные положения психоаналитических, бихевиоральных, гуманистических и факторных теорий личности
  • способен дать оценку качеству предоставляемых психологических услуг и консультаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 01. Психология как наука.
  • 02. Ощущение, восприятие и внимание
  • 03. Память, мышление и речь
  • 04. Эмоциональные процессы
  • 05. Потребности и мотивы
  • 06. Личность: подходы к изучению
  • 07. Индивидуальные различия
  • 08. Развитие человека
  • 09. Человек в социальной группе и обществе
  • 10. Практические приложения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
    Преподаватель вправе дать дополнительные задания для работы на семинарских занятиях, оценка по которым будет учитываться в итоговом балле за активность на занятиях. В этом случае преподаватель доводит до сведения студентов требования и критерии оценки к таким заданиям на первом семинарском занятии.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой краткий обзор-рецензию на научную статью по психологии. Тематика статьи может быть любой, соответствующей любому из разделов программы. Саму статью обучающиеся выбирают из рекомендованного или самостоятельно. При самостоятельном выборе статья должна быть одобрена ведущим семинаристом. Рекомендуемый список журналов для выбора статей (может быть дополнен по желанию преподавателя, ведущего занятия, с учетом особенностей ОП): Психология: Журнал Высшей школы экономики Психологические исследования Консультативная психология и психотерапия Культурно-историческая психология Экспериментальная психология Клиническая и специальная психология Вестник МГУ. Серия 14. Психология. Вестник СПбГУ. Психология. Современная зарубежная психология Рекомендуемый объем работы: не менее 3 страниц, не более 5 страниц А4; 12 кегль, 1.5 интервал, поля по 2 см с каждой стороны. Рекомендуемая структура обзора-рецензии: Часть 1. Описательная. 1. Теоретический контекст. Укажите ключевые для статьи понятия, дайте им определение и более развернутое понимание. Введите в контекст предшествующих исследований. 2. Проблема исследования. Какую проблему пытаются решить авторы, на какой вопрос хотят найти ответ? 3. Ход исследования. Уделите особенное внимание использованным методам. Для эмпирических исследований это анализ процедуры, техник, организации исследования: что и как делали авторы, и почему именно так? Как особенности процедуры помогают ответить на поставленный вопрос? Для теоретических исследований укажите, какие работы анализируют авторы, по каким критериям проводится их сравнение, на каком основании разные подходы соотносятся между собой, объединяются или противопоставляются? Что нового, может быть, предлагают авторы работы? 4. Результаты и выводы. К каким выводам пришли авторы исследования? Как они отвечают на вопросы и решают проблему, обозначенные в начале статьи? Часть 2. Оценочно-рефлексивная. 1. Оценка результатов. В какой степени в результате исследования были получены ответы на поставленные вопросы. Осталось ли что-то непонятным или непроясненным и, если да, то почему. 2. Оценка методологии. Использованные авторами методики и/или логика рассуждения удачны или неудачны/некорректны с вашей точки зрения? Поясните свою точку зрения используя примеры. Часто методологическая рефлексия объясняет, почему авторам удалось или по каким причинам не вполне удалось достичь предполагаемых результатов. 3. Личная и профессиональная рефлексия. Каким образом материал статьи может быть полезен вам в повседневной жизни и/или в вашей профессиональной деятельности? По желанию преподавателя, в зависимости от специфики ОП, на которой реализуется дисциплина, в предлагаемую структуру обзора-рецензии могут быть внесены изменения.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменный ответ на вопросы, данные преподавателем. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе семинарских занятий, а также по материалам онлайн-курса. Количество и тип вопросов в контрольной работе преподаватели определяют самостоятельно. Рекомендуется включать закрытые вопросы с одним или несколькими вариантами ответов, а также вопросы на сопоставление. Если работа состоит только из закрытых вопросов с одним вариантом ответа, то таких вопросов не может быть меньше 20. Если контрольная работа предполагает открытые вопросы со свободным ответом, то учащимся должны быть представлены четкие критерии оценки правильности таких вопросов в баллах. Максимально возможный балл за контрольную работу не может быть меньше 20. Письменный тест в аудитории может быть заменен на тестирование в смартЛМС. Формат контрольной работы и время ее проведения в течение курса преподаватели сообщают студентам не менее, чем за 2 недели до ее проведения.
  • неблокирующий Итоговое тестирование
    Тест состоит из не менее чем 20 вопросов, организованных в несколько вариантов. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе всего курса. Тест может включать в себя как закрытые вопросы, так и вопросы на сопоставление и выстраивание порядка, а также открытые вопросы, предполагающие краткие ответы. Критерием оценки является соответствие ответа ключу. В случае закрытых вопросов правильным является один ответ их 4-х вариантов в каждом пункте. Для других вариантов вопросов правила оценки правильности ответа определяются преподавателями самостоятельно и доводятся до сведения студентов не позднее, чем за две недели до проведения теста. Тест студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается. В случае, если проведение теста в аудитории невозможно по причине эпидемиологической ситуации или в связи с дистанционным форматом, возможна удаленная организация проведения теста. Задания теста, проводимого в удаленном формате, могут отличаться от заданий, которые учащиеся выполняют в аудитории. Письменный тест в аудитории может быть заменен на тестирование в системе смартЛМС.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.1 * Активность на занятиях + 0.1 * Активность на занятиях + 0.25 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговое тестирование + 0.25 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Нуркова, В. В.  Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 524 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02583-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468313 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 14504 - И.Якутенко - Воля и самоконтроль: Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами - 9785961450248 - Альпина нон-фикшн - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/14504
  • Боднар, А. М.  Психология памяти : учебное пособие для вузов / А. М. Боднар ; под научной редакцией А. П. Касатова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 97 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06757-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474317 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология : учебник / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. — Москва : Высшая школа экономики, 2012. — 526 с. — ISBN 978-5-7598-0731-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/65984 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Восковская, Л. В.  Психология ощущений и восприятия : учебное пособие для вузов / Л. В. Восковская. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 511 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15156-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/487630 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Гулевич О.А., Сариева И.Р. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 424с. - ISBN: 978-5-534-05490-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-409602
  • Гулевич, О. А.  Социальная психология : учебник и практикум для вузов / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 424 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05490-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469052 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Ильин, Е.П. Психология воли : учебное пособие / Е.П. Ильин. - 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 368 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-388-00269-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055323 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055323
  • Куликов, Л. В., Психология эмоций и чувств : учебное пособие / Л. В. Куликов, Д. А. Донцов. — Москва : Русайнс, 2021. — 246 с. — ISBN 978-5-4365-8276-4. — URL: https://book.ru/book/941652 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Нартова-Бочавер, С. К.  Психология личности и межличностных отношений : учебное пособие для вузов / С. К. Нартова-Бочавер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 262 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06161-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472179 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Организационная психология : учебник и практикум для вузов / Е. И. Рогов [и др.] ; под общей редакцией Е. И. Рогова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 509 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07328-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468669 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Психология развития и возрастная психология - 978-5-7598-0731-5 - Болотова А. К., Молчанова О. Н. - 2012 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/29642 - 29642 - iBOOKS
  • Психология эмоций - 978-5-314-00067-0 - Изард К. - 2012 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/28448 - 28448 - iBOOKS
  • Спиридонов, В. Ф.  Психология мышления. Решение задач и проблем : учебное пособие для вузов / В. Ф. Спиридонов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08295-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469100 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Холодная, М. А.  Когнитивная психология. Когнитивные стили : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. А. Холодная. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 309 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06304-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441934 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Хухлаева, О. В.  Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник и практикум для вузов / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 423 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02596-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468721 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Леевик Юлия Сергеевна
  • Козлов Дмитрий Дмитриевич
  • Иванова Анна Александровна
  • Павлова Анна Александровна
  • Захарова Анна Константиновна