Бакалавриат
2023/2024
Онтология и теория познания (углубленный курс)
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
104
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина “Онтология и теория познания (углубленный курс)” является продолжением дисциплины «Онтология и теория познания», вместе с которой входит в ядро учебного плана ОП «Философия». Дисциплина нацелена на углубленное освоение студентами классических и неклассических онтологических моделей, важнейших теоретико-познавательных парадигм и направлений, философских методологий, концепций истины, а также онтологических и гносеологических аспектов исследования культуры и истории. В отличие от курсов историко-философского характера, данный курс представляет философскую традицию в проблемно-теоретическом ракурсе, что дает возможность применения полученных знаний к анализу современных дискуссий по таким вопросам, как природа философского знания, роль метафизики в современной философии, соотношение метафизики и науки, субъектно-объектное отношение в теории познания, психофизическая проблема и др
Цель освоения дисциплины
- Создание рационально-теоретической базы для разработки совокупности мировоззренческих проблем, связанных пониманием отношения познания к действительности.
- Ориентация студентов на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
- Ознакомление студентов с тем особым содержанием, которым постановка и решение онтологических и гносеологических проблем наполняются в каждую историческую эпоху.
- Ознакомление студентов с различными подходами к анализу философских тем и формирование умения проводить сравнительный анализ изучаемых подходов.
- Ориентация студентов на рациональный критицизм при анализе философских проблем.
Планируемые результаты обучения
- Умение ориентироваться на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
- Направленность на рациональный критицизм при анализе проблемы бытия.
- Умение проводить критический и сравнительный анализ различных концепций, связанных с осмыслением отношения бытия и сущего.
- Обладание рационально-теоретической базой для проведения сравнительного и критического анализа различных концепций истины и самостоятельной разработки проблемы истины.
- Обладание рационально-теоретической базой для разработки совокупности проблем, связанных с субъектно-объектным отношением в теории познания.
- Знание специфики постановки и решения философских проблем с позиции абсолютного идеализма.
- Знакомство с основаниями и критикой субъективизма.
- Знание того особого содержания, которым категории субъекта и объекта наполняются в различные историко-культурные эпохи в зависимости от онтологических и гносеологических парадигмальных установок.
- Знакомство с феноменологическим подходом к решению онтологических и теоретико-познавательных проблем.
- Знание различных подходов к проблеме методологии философского познания, умеет проводить их сравнительный и критический анализ.
- Знание специфики постановки и решения философских проблем самосознания и самопознания в рамках различных теоретико-познавательных парадигм.
- Обладание рационально-теоретической базой для разработки проблемы природы сознания.
- Сформированность рационально-теоретической базы для разработки проблемы фактичности субъективности и ее бытия в мире.
- Знакомство с прагматистскими теориями истины и их отношением к классической теории истины.
- Знакомство с критикой метафизики с позиции неклассической теории познания, знание оснований и трудностей позитивизма.
- Знание оснований «лингвистического поворота» в онтологии и теории познания.
- Сформированность рационально-теоретической базы для разработки проблемы границ мышления.
- Знакомство с моделями объяснения сознания с позиции философии языка.
- Онтологическое и гносеологическое понимание проблемы феномена как «Erscheinung» в трансцендентальной философии.
- Знакомство с терминологическим аппаратом трансцендентализма.
- Умение различать эмпирическую реальность и трансцендентальную идеальность объекта познания.
- Понимание понятия «ноумена» как «пограничного понятия» («Grenzbegriff»).
- Знакомство с трансцендентальным подходом к проблеме объективности опыта.
- Умение анализировать и контекстуализировать трансцендентальную связь между понятием «объекта» и понятием «категории».
- Понимание онтологического и гносеологического значения метафизической дедукции категорий.
- Понимание онтологического и гносеологического значения трансцендентальной дедукции категорий.
- Знакомство с проблемой тождества познающего и познаваемого в рамках немецкого идеализма.
- Умение анализировать онтологическое и гносеологическое значение связи между идеей и феноменом.
- Понимание связи между натурфилософией и концепцией философии как науки об идеях.
- Знакомство с интерпретацией понятий «материи» и «света» в натурфилософии Шеллинга.
- Умение критически анализировать онтологические отношения между «Erscheinung», «Idee» и «Schein».
- Понимание онтологической значимости закона основания.
- Понимание значения «идеи» и «чистого субъекта познания» в метафизике прекрасного Шопенгауэра.
- Умение определять онтологическое значение «аполлонической культуры» в рамках «Рождения трагедии» Ницше. Умение онтологически и гносеологически анализировать смысл ницшевского выражения «Schein des Scheins».
Содержание учебной дисциплины
- Идея как абсолют
- Корреляционизм как неклассический вариант понимания субъектно-объектного отношения
- Феноменология как теоретико-познавательная установка. Феномен как относительный абсолют
- Сознание без «Я»
- Я как «бытие в мире»: проблема соотношения субъективности и темпоральности, концепт «телесной воплощенности» познающего субъекта
- Прагматистский метод решения проблем познания
- От «философии субъекта» к «философии языка»: истоки проекта элиминации субъекта
- Позитивизм как теоретико-познавательная установка
Элементы контроля
- Аудиторная работа (1-2 модули)Активность оценивается по десятибалльной шкале, при этом оценка складывается из баллов, полученных за устные ответы на каждом из семинаров. За активность на семинаре в рабочую ведомость выставляется 1, за минимально необходимое участие в обсуждении темы – 0,5, за присутствие без участия в обсуждении – 0,1. Суммарная оценка за активность вычисляется следующим образом: сумма баллов за все семинары умножается на 10 и делится на количество семинаров. Отсутствие активности на семинаре может быть отчасти (до 60% от количества баллов за активность) компенсировано выполнением письменного домашнего задания по итогам семинара.
- Контрольная работа (1-2 модули)Письменная работа, время выполнения: 80 минут.
- Эссе (1-2 модули)Объем работы: от 9000 до 12000 печатных знаков с пробелами. В списке литературы должно быть не менее 4 источников. Работа сдается через LMS или по электронной почте не позднее чем за 2 недели до конца модуля. Обязательна проверка на плагиат.
- Аудиторная работа (3 модуль)Под работой на занятии подразумевается участие в обсуждении прочитанных текстов, раздаточного материала, ответы на вопросы преподавателя, участие в дискуссии, инициированной преподавателем по теме курса, выполнение не требующих отдельной оценки письменных заданий.
- Контрольная работа (3 модуль)Не позднее, чем за две недели до даты сдачи задания преподаватель практических занятий сообщает студентам перечень из нескольких оригинальных философских текстов или отрывков из оригинальных философских текстов объемом не более 1 п.л. каждый. Точная дата сдачи задания преподавателю практических занятий доводится до студентов не позднее второй недели обучения в семестре. Преподаватель самостоятельно распределяет варианты задания в каждой группе, составляя перечень, определяющий, кто из студентов с каким текстом работает. Выполнение задания «Поиск аргумента» заключается в следующем: – студент самостоятельно анализирует содержание текста, предложенного ему для выполнения задания; – выделяет в тексте ведущую мысль автора, утверждаемый им главный тезис, четко формулирует данный тезис в одном-трех предложениях; – выделяет в тексте аргументы и/или стилистические приемы, используемые автором для подтверждения главного тезиса, перечисляет их в тексте своей работы. Обязательно использование ссылок на анализируемый текст, небольших цитат (избыточное использование цитирования, использование больших цитируемых отрывков не приветствуется); – оценивает значимость, убедительность данных аргументов: а) дополняет аргументы автора собственными аргументами/примерами, в случае согласия с позицией автора; б) демонстрирует несостоятельность тезиса или аргументов автора анализируемого текста, в случае если студент находит позицию автора необоснованной.
- Эссе (3 модуль)Финальное эссе представляет собой итоговую работу по теме курса; тема эссе согласовывается с преподавателем заранее.
- ЭкзаменЭкзамен устный, по билетам. В каждом билете 2 вопроса из списка, с которым студенты могут ознакомиться не позднее чем за месяц до экзамена. На подготовку ответа на вопросы билета отводится 40 минут. Можно пользоваться литературой, конспектами лекций и прочими источниками информации. В процессе подготовки можно делать записи. При этом оценивается только устный ответ.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd module0.4 * Аудиторная работа (1-2 модули) + 0.4 * Контрольная работа (1-2 модули) + 0.2 * Эссе (1-2 модули)
- 2023/2024 3rd module2023/2024 учебный год 3 модуль = 0,4 *Аудиторная работа (3 модуль)+ 0,4 *Контрольная работа (3 модуль)+0,2*Эссе (3 модуль)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Витгенштейн Л., Руднев В. - Избранные работы - Территория будущего - 2005 - ISBN: 5-7333-0151-1 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=114502
- Джемс В. - Прагматизм - - 1910 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=97577
- История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
- Карнап Рудольф. (2009). Преодоление метафизики логическим анализом языка. Исследователь/Researcher, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899261
- Ницше, Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и для никого / Ф. Ницше , перевод с немецкого Ю. М. Антоновского. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 319 с. — ISBN 978-5-8291-3559-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132917 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Сартр, Ж. П. Проблемы метода. Статьи / Ж. П. Сартр , перевод с французского В. П. Гайдамака. — Москва : Академический Проект, 2020. — 222 с. — ISBN 978-5-8291-3567-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132942 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление : сборник научных трудов / А. Шопенгауэр , перевод с немецкого Ю. И. Айхенвальда, М. И. Левиной. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2019 — Том 1 — 2019. — 567 с. — ISBN 978-5-8291-2402-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132948 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Гегель, Г. Наука логики в 3 ч. Часть 1. Учение о бытии / Г. Гегель ; переводчик Б. Г. Столпнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 317 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06738-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516494 (дата обращения: 27.08.2024).
- Гегель, Г. Наука логики в 3 ч. Часть 2. Учение о сущности / Г. Гегель ; переводчик Б. Г. Столпнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 169 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06740-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516495 (дата обращения: 27.08.2024).
- Гегель, Г. Наука логики в 3 ч. Часть 3. Учение о понятии / Г. Гегель ; переводчик Б. Г. Столпнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06741-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516496 (дата обращения: 27.08.2024).
- Гуссерль, Э. Картезианские медитации / Э. Гуссерль , перевод с немецкого В. И. Молчанова. — Москва : Академический Проект, 2020. — 229 с. — ISBN 978-5-8291-3576-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133318 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Соболев, Ю. В. Философия. Экзистенциализм : учебное пособие / Ю. В. Соболев, Н. С. Буртасова. — Красноярск : СибГТУ, 2013. — 88 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/60804 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление : сборник научных трудов / А. Шопенгауэр , перевод с немецкого Ю. И. Айхенвальда, М. И. Левиной. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2019 — Том 2 — 2019. — 733 с. — ISBN 978-5-8291-2403-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132949 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Шопенгауэр, А. О четверояком корне закона достаточного основания (1813) (Пер. Ю. И. Айхенвальд) / А. Шопенгауэр. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 115 с. — ISBN 978-5-507-10861-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/5910 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.