Бакалавриат
2023/2024
Введение в прикладные политические коммуникации
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
26
Программа дисциплины
Аннотация
«Введение в практические политические коммуникации» является обязательной дисциплиной в рамках специализации «Политические коммуникации». В целом курс направлен на изучение коммуникации как ключевого компонента политических процессов и связующего звена между государством, элитой и обществом на всех уровнях их взаимодействия. Он рассчитан на три модуля. Каждый модуль посвящен определённой тематике. Занятия ведут преподаватели-практики. В рамках курса студенты узнают, какова роль и особенности коммуникации в политической сфере, какие существуют источники, каналы, способы и средства передачи информации, как использовать различные виды организации политического дискурса, что представляет собой внутриэлитная борьба за контроль над СМИ, как работают GR-специалисты и политконсультанты, от чего зависит успех политических кампаний. Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с изучением возможностей интернет-пространства для политиков и политически активных граждан. В рамках курса студенты получат как глубокие теоретические знания, так и практические навыки по управлению процессами коммуникации в политической сфере – благодаря включению самых разных форматов организации учебного процесса.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является изучение коммуникации как ключевого компонента политических процессов, необходимого для работы специалистов, чья деятельность концентрируется на управлении информацией в политической сфере. В рамках курса студенты узнают, как осуществляется управление информационно-коммуникационными процессами в сфере политики, какое место занимает маркетинг и консалтинг в публичном администрировании, какую роль в нем играют медиаконсультирование, социологическое консультирование, имидж-консультирование и спичрайтинг, как используются количественные и качественные методы исследования в политике, от чего зависит успех политических кампаний, какие существуют подходы и модели управления электоральным поведением.
Планируемые результаты обучения
- Знает историю развития политической коммуникации в страновом аспекте, основные направления и подходы к её изучению.
- Знает особенности медиакоммуникации в политическом пространстве. Умеет использовать возможности СМИ в рамках выполнения различных политических задач, взаимодействовать с журналистами.
- Знает особенности политической системы в России, а также специфику избирательных технологий в российском политическом процессе.
- Знает специфику жанров политического дискурса. Владеет навыками подготовки политических текстов.
- Умеет использовать «гибкие» методы социологического исследования в политических целях.
- Умеет применять концепцию «интегрированных коммуникаций» в политических кампаниях.
- Умеет распознавать используемый в политической кампании инструментарий, а также отбирать необходимый арсенал средств для планируемой политической кампании.
- Уметь выявлять элитные группы и оценивать результаты их деятельности. На основании знания роли элиты в обществе и её функций адекватно оценивать политические события. Давать оценку того, как менялось взаимодействие элиты с властью и обществом в истории и уметь использовать эти знания на практике.
- Уметь использовать на практике знания о том, каковы были причины существования различных типов элит и как менялось взаимодействие элиты с властью и обществом в истории, уметь использовать механизмы их взаимодействия в своей деятельности.
- Уметь использовать на практике знания о том, как менялось взаимодействие российской элиты с властью и обществом в истории. Уметь анализировать информацию, исходя из понимания специфики российской элиты, а также выстраивать коммуникацию и осуществлять взаимодействие с элитой.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Политическая коммуникация и политический консалтинг через призму стран и эпох.
- Тема 2. Политическая коммуникация в России.
- Тема 3. Концепция «интегрированных коммуникаций» в электоральных кампаниях.
- Тема 4. Медиакоммуникации в политике.
- Тема 5. Политический спичрайтинг.
- Тема 9. Роль социологии в политической коммуникации.
- Тема 10. Инструментарий политической коммуникации.
Элементы контроля
- ЭкзаменПроходит в устной форме. Содержание вопросов и практических заданий совпадает с содержанием разделов дисциплины.
- Эссе
- Подготовка текста публичного выступления
- Письменный тестВыполняется в конце 4 модуля 3 курса. Работа предполагает ответы на вопросы в формате multiple choice - выбор одного или нескольких правильных вариантов из списка предложенных. Оценка результатов работы выставляется по десятибалльной системе. Вес вопросов одинаковый. Время на каждый вопрос не ограничено. Содержание вопросов и заданий совпадает с содержанием разделов дисциплины.
- Ситуационная задача: избирательная кампания.В итоговую формулу включается среднее арифметическое за все ситуационные задачи, выполняемые в рамках курса.
- Практическое задание
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.3 * Письменный тест + 0.2 * Подготовка текста публичного выступления + 0.3 * Ситуационная задача: избирательная кампания. + 0.2 * Эссе
- 2023/2024 учебный год 1 модуль0.3 * Практическое задание + 0.7 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа: Монография / Детинко Ю.И., Куликова Л.В. - Краснояр.:СФУ, 2017. - 168 с.: ISBN 978-5-7638-3468-0
- Политическая социология в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. В. Евгеньева [и др.] ; под редакцией Т. В. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 228 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06016-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438909 (дата обращения: 28.08.2023).
- Цыганков П.А. Политическая динамика современного мира: теория и практика / П.А. Цыганков. — М.: Издательство Московского университета, 2014. — 576 с. — (Библиотека факультета политологии МГУ). - ISBN 978-5-19-010879-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022594 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022594
Рекомендуемая дополнительная литература
- Интернет - СМИ : теория и практика : учеб. пособие для вузов, Алексеева, А. О., 2011
- Основы избирательных технологий, Малкин, Е. Б., 2002
- Политические технологии, Малкин, Е. Б., 2012
- Политические технологии: ПР и реклама : учеб. пособие для вузов, Гринберг, Т. Э., 2005
- Политический текст: психолингвистический анализ воздействия на электорат : монография / Е.А. Репина ; под ред. В.П. Белянина ; предисл. В.А. Шкуратова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 90 с. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1016614
- Политология : политическая теория, политические технологии: учебник для вузов, Соловьев, А. И., 2000
- Пономарева, М.А. Российский политический процесс ХХ-ХХI вв.: власть, партии, оппозиция : учебник / М.А. Пономарева, С.М. Смагина.- Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2018. - 796 с. - ISBN 978-5-9275-2589-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1021587 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1021587
- Психология масс, Ольшанский, Д. В., 2001
- Психология современной российской политики : хрестоматия по политической психологии, Ольшанский, Д. В., 2001
- Риторика : теория и практика речевой коммуникации, Зарецкая Е.Н., 2002
- Российский политический консалтинг: консьюмеризация и технологии : монография / Л.В. Федорченко, С.Н. Федорченко. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 166 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/17992. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1016706
- Средства массовой информации России : учеб. пособие для вузов, Алексеева, М. И., 2006
- Стилистика текста : учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей - филологов и учащихся ст. кл. школ гуманитарного профиля, Солганик, Г. Я., 2005