Бакалавриат
2023/2024
Литература Европы XVII -XVIII века
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
52
Программа дисциплины
Аннотация
В процессе освоения дисциплины студенты смогут ориентироваться в историко-литературном процессе Европы XVII–XVIII вв., приобретут навыки анализа литературных явлений на социокультурном, историческом и историко-политическом фоне. За время изучения курса у них сформируется представление и систематизируются знания о литературно-художественных системах изучаемого периода – барокко, классицизме, романтизме. Они смогут проследить на примере изучаемых на семинарах текстах, как проявляются особенности разных жанров, как соотносятся в тексте автор и повествователь, как развиваются и изменяются разные жанровые и стилевые системы. Развивая навыки грамотного литературоведческого анализа произведений указанной эпохи в соответствии с общенаучными требованиями литературоведения и исходя из историко-культурных и эстетических особенностей периода студенты познакомятся с ключевыми тенденциями, событиями и фигурами европейской литературы XVII–XVIII вв., с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией.
Цель освоения дисциплины
- Цели освоения дисциплины: - познакомить студентов с крупнейшими памятниками словесности XVII -XVIII веков и основными культурными процессами, обучить студентов навыкам филологического анализа текста, сформировать у студентов навыки ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; сформировать у студентов необходимые знания о литературно-художественных системах, особенностях функционирований категорий жанра, стиля, авторства; об эволюции жанровых и стилевых систем; развить у студентов навыки грамотного литературоведческого анализа произведений указанных эпох в соответствии с общенаучными требованиями литературоведения и исходя из историко-культурных и эстетических особенностей материала при помощи разнообразного филологического инструментария; установить междисциплинарные связи с другими предметами литературоведческого цикла.
Планируемые результаты обучения
- 1. Владеет пониманием времени и обстоятельств создания комедий Мольера; 2. Знает особенности построения интриги у Мольера, единая схема «Мещанина» и «Тартюфа»; 3. Способен описать влияние на комедию характерологии Теофраста и на характеры главных героев у Мольера.
- 1. Владеет знаниями об устройстве и системе жанров испанского театра-корраль; 2. Знает жанровые особенности испанской драматургии «Золотого века» 3. Владеет основными положениями «Новое искусство» Лопе де Вега 4. Имеет представление о системе персонажей в пьесе Кальдерона) и о метафорах-концептах «жизнь-сон», «мир-театр и их реализация в драматическом тексте.
- 1. Знает особенности интриги у Бомарше 2. Имеет представление о характерах главных героев у Мольера и у Бомарше, их сходствах и различиях 3. Владеет основными сведениями о времени и обстоятельствах создания комедии Бомарше
- 1. Владеет познаниями о творческом пути и драматургии Шиллера 2. Имеет представление о среднем жанре и причинах деконструкции классицистической системы 3. Знает поэтические особенности мещанской драмы
- 1. Имеет представление о жизненном пути и творчестве Ф. де Ларошфуко и Б. Паскаля 2. Знает ключевые образы, круг проблем, антропологическую тематику максим 3. Владеет корпусом представлений янсенизма
- 1. Имеет представление о жизненном и творческий пути Мари-Мадлен де Лафайет и эволюции романа во Франции в XVII веке 2. Знает историю созданию роман "Принцесса Клевская" 3. Владеет пониманием круга персонажей, развития интриги, хронотопа романа
- 1. Знает формальную организацию романа 2. Способен воспроизвести любовную историю в романах 3. Имеет представление об особенностях поведенческих паттернов главных героев
- 1. Имеет представление о жизненном и творческом путь Шодерло де Лакло 2. Знает формальную организацию романа Шодерло де Лакло 3. Владеет пониманием философии либертинажа и ее проявления в романе
- 1. Имеет представление о жизненном и творческом пути Вольтера, времени и обстоятельствах создания повести 2. Знает специфику жанра философской повести, и каким образом в повести проявляются жанровые традиции романа воспитания, романа-путешествия 3. Способен распознать критику идеологий в повести Вольтера («лучший из миров» Лейбница) и определить значение финальной фразы повести «надо возделывать наш сад»
- 1. Имеет представление о жизненном пути Гете и о жанровой природе «Фауста» 2. Распознает мотивы немецкого средневековья, античности и Провещения в «Фаусте» 3. Знает истоки и специфику образа Мефистофеля, знает определение "фаустианского человека"
- 1. Имеет представление о соотношение романической традиции 18 века и романа в творчестве Дж. Остин 2. Способен сформулировать особенности авторской иронии 3. Знает основной круг проблем и мотивов в романе
- • владение навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы
- • владение навыком анализа и комментирования текстов в художественном переводе с соответствующим подстрочником
- • знание основных авторов указанного периода и важнейших сочинений, определивших основные пути развития литературы Европы
- • знание периодизации указанного периода, основных историко-литературных процессов
- • умение применять филологическую методологию при анализе текстов соответствующих эпох
- • умение различать в литературном тексте «темные места», оценивать объем и содержание исследовательской литературы по проблеме, обозначать возможные поля научного поиска, формулировать свою гипотезу
Элементы контроля
- ЭкзаменЭкзамен по билетам
- Модульная работаПредставьте, что Вы участники проекта «Драматургия классицизма» и Вы составляете энциклопедию, в которой описываются пьесы наиболее значимых драматургов. Вам предлагается написать статью об одной пьесе, в которой должен быть соблюден ряд условий: 1. Дефиниция: Название пьесы (в скобках — название пьесы на языке оригинала), указание: трагедия (комедия) П. Корнеля (Ж. Расина, Мольера и т.д.) 2. Даты создания и первых постановок. Особенности рецепции 3. Сюжет пьесы, действующие лица, интрига 4. Особенности классицистической эстетики в пьесе (единства, логика правды или правдоподобия, благопристойность) 5. Особенности русской рецепции пьесы с 17 века до 21 века. Переводчики, постановки, свидетельства. 6. Библиография: Наиболее авторитетное русское издание пьесы, критическая литература по пьесе (оформлена по стандартам) в русской традиции. Предполагается объем 3000 — 5000 знаков.
- Семинарская работаРабота на семинарах
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd module0.2 * Модульная работа + 0.4 * Семинарская работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Новиков, Н. И. О поэзии классицизма / Н. И. Новиков. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 2 с. — ISBN 978-5-507-13485-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/14153 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Татаринцева, И. В. Искусство западноевропейских стран XVIII века: от рококо к классицизму : учебное пособие / И. В. Татаринцева. — Тамбов : ТГУ им. Г.Р.Державина, 2013. — 84 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/137586 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кальдерон де ла Барка, П. Жизнь есть сон. Философские и героические драмы / П. Кальдерон де ла Барка ; переводчик К. Д. Бальмонт. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 797 с. — (Памятники литературы). — ISBN 978-5-534-12506-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447648 (дата обращения: 27.08.2024).