• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Литература Средних веков и Возрождения

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения студенты смогут ориентироваться в историко-литературном процессе Европы в эпоху Средневековья и Ренессанса, приобретут навыки анализа литературных явлений на социокультурном, историческом и историко- политическом фоне. За время изучения курса у них сформируется представление и систематизируются знания о литературно-художественных системах изучаемого периода. Развивая навыки грамотного литературоведческого анализа произведений указанной эпохи в соответствии с общенаучными требованиями литературоведения и исходя из историко-культурных и эстетических особенностей периода студенты познакомятся с ключевыми тенденциями, событиями и фигурами литературы Европы, с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основные цели дисциплины «История литератур Европы и США» («Средневековая литература», «Литература эпохи Возрождения»): дать представление об историко-культурной специфике европейского средневековья и Возрождения, познакомить студентов с крупнейшими памятниками словесности этих периодов и основными культурными процессами, обучить студентов навыкам филологического анализа текста, сформировать у студентов навыки ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; сформировать у студентов необходимые знания о литературно-художественных системах, особенностях функционирований категорий жанра, стиля, авторства; об эволюции жанровых и стилевых систем; развить у студентов навыки грамотного литературоведческого анализа произведений указанных эпох в соответствии с общенаучными требованиями литературоведения и исходя из историко-культурных и эстетических особенностей материала при помощи разнообразного филологического инструментария; установить междисциплинарные связи с другими предметами литературоведческого цикла.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владение навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы
  • владение навыком анализа и комментирования текстов в художественном переводе с соответствующим подстрочником
  • знание основных авторов указанных периодов и важнейшие сочинения, определившие основные пути развития европейской словесности
  • знание периодизации указанных литературных периодов, об основных историко-литературных процессах
  • умение применять филологическую методологию при анализе текстов соответствующих эпох
  • умение различать в литературном тексте «темные места», оценивать объем и содержание исследовательской литературы по проблеме, обозначать возможные поля научного поиска, формулировать свою гипотезу
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: переход от Античности к Средневековью
  • Медиевистика и ее проблемы
  • Медиевистика и её проблемы II
  • Средневековый эпос
  • Средневековый рыцарский роман. Циклы
  • Романы о Тристане и Изольде
  • Средневековый университет. Городская литература и народная смеховая культура Средневековья. Ваганты.
  • Народная смеховая культура Средневековья.
  • Трубадуры
  • Поэзия «стильновизма», Данте Алигьери: «Новая жизнь» и «Божественная комедия»
  • Возрождение. Проблема определения. Возрождение в Италии.
  • Северное Возрождение и Реформация. Французская, английская, испанская литература Возрождения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен (4 разных трека)
    Экзамен состоит из двух частей: 1) ответ на один вопрос по билету (литература Средних веков) или задание в соответствии с выбранным треком. 2) ответ на один вопрос по билету (литература Возрождения).
  • неблокирующий Блиц-опрос (литература Возрождения)
    Студенты отвечают на 8-10 вопросов.
  • неблокирующий Посещаемость (литература Возрождения)
    Оценивается присутствие на лекциях
  • неблокирующий Активность (литература Возрождения)
    Оцениваются участие в обсуждении и ответы на вопросы.
  • неблокирующий Блиц-опрос (литература Средних веков)
  • неблокирующий Активность (литература Средних веков)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    Итоговый балл рассчитывается по общей формуле: (итог 3 модуль + итог 4 модуль)*0,5. итог 3 модуль (литература Средних веков) = блиц-опросы*0,6, экзамен(вопрос/задание 1 по литературе Средних веков)*0,4. За активность на всех семинарах студент может получить 1 дополнительный балл к итоговой оценке за блиц-опросы. итог 4 модуль (литература Возрождения) = посещаемость*0,1 + блиц-опросы*0,2 + активность*0,3 + экзамен (вопрос 2 по литературе Возрождения)*0,4. Общий балл за экзамен выставляется по результатам ответа на первый вопрос по литературе Средних веков (или выполнения задания в соответствии с треком) и второй вопрос по литературе Возрождения: (вопрос 1 + вопрос2)*0,5
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Keenan, S. (2008). Renaissance Literature. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=258127
  • Susan Bruce, & Rebecca Steinberger. (2009). The Renaissance Literature Handbook. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2299066
  • Гиленсон, Б. А.  История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения : учебник и практикум для академического бакалавриата / Б. А. Гиленсон. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02513-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433651 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cook, J. W., & Facts on File, I. (2006). Encyclopedia of Renaissance Literature (Vol. 1st ed). New York: Facts on File, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=229629
  • Hopkins, L., & Steggle, M. (2006). Renaissance Literature and Culture. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=837464
  • Беовульф; Старшая Эдда; Песнь о Нибелунгах, , 1975

Авторы

  • Линкова Яна Сергеевна
  • Авдонин Владимир Павлович