Бакалавриат
2023/2024
Психология социального неравенства
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Прусова Ирина Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Психология социального неравенства» знакомит слушателей с современными исследованиями в области психологии социального неравенства. Психология социального неравенства представляет собой поле междисциплинарных исследований в области психологии, экономики, социологии и политологии. В рамках курса студенты познакомятся с предикторами и последствиями объективного и воспринимаемого неравенства на индивидуальном, групповом и системном уровнях; и примут участие в разработке программ, направленных на снижение негативных последствий неравенства в разных сферах. Курс является курсом по выбору для студентов бакалавриата образовательной программы «Психология», и требует прохождение базового курса по «Социальной психологии». Учебный курс разработан в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325). При разработке и реализации учебного курса используются новейшие результаты, полученные в рамках проектов Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Цель освоения дисциплины
- сформировать представления об основных концепциях и моделях психологии социального неравенства
- приобрести опыт в дебатах о психологической природе неравенства в разных сферах
- сформировать навыки комплексного анализа разных форм социального неравенства на индивидуальном, групповом и системном уровнях
- научить разрабатывать программы, направленные на снижение негативных последствий неравенства в разных сферах
- подготовить участников курса к использованию техник эффективного публичного выступления для презентации результатов проекта профессиональной аудитории
Планируемые результаты обучения
- формулировать и воспроизводить психологические концепции, модели и механизмы социального неравенства
- решать стандартные кейсы относительно разных форм проявления социального неравенства, с учетом социально-психологических моделей и особенностей контекста
- аргументировать позицию в контексте дебатов и дискуссии, основываясь на концепции, механизмы и модели психологии социального неравенства
- разработать программу, направленную на снижение негативных последствий неравенства в разных сферах
- использовать техники эффективного публичного выступления для презентации результатов проектной работы профессиональной аудитории
Содержание учебной дисциплины
- Психология социального неравенства: от объективного к воспринимаемому
- Социальные верования, представления и установки, легитимизирующие неравенство
- Индивидуальные факторы легитимизации неравенства
- Групповые факторы легитимизации неравенства
- Социализация и оправдание неравенства
- Роль контекста: от угрозы культурному мировоззрению до экономического кризиса
- Неравенство в разных сферах: от стереотипов до насилия
- Последствия неравенства на индивидуальном, групповом и системном уровнях
- Противодействие неравенству: от просоциального поведения до социально-экономического развития
Элементы контроля
- Решение кейсаСтудентам предлагается проанализировать ситуации социального неравенства, обращаясь к понятийному аппарату, теориям и моделям психологии социального неравенства. В этом случае студенты разбиваются на группы по 4-5 человек, в течение 30 минут отвечают на вопросы по материалу, после чего выступают перед аудиторией.
- Групповой проектЦель задания – разработать программу, направленную на снижение неравенства. Ориентируясь на модели и феномены в психологии социального неравенства, предложите действия, которые помогут снизить неравенство в разных сферах (гендерное, профессиональное, социальное, политическое, экономическое). При анализе необходимо определить особенности аудитории, предлагаемых интервенций, и особенностей социально-политического контекста. Задание выполняется в группах из 3 - 4 человек.
- ДебатыДебаты
- ЭкзаменЭкзамен представляет собой тест в ЛМС (30 вопросов, время выполнения – 30 минут).
- ТестТест включает вопросы с множественными ответами, на которые каждый студент дает ответы индивидуально. Оценка выставляется за правильные ответы на вопросы (10 вопросов по 1 баллу за правильный ответ)
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.25 * Групповой проект + 0.25 * Дебаты + 0.15 * Решение кейса + 0.1 * Тест + 0.25 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dovidio, J. F., Piliavin, J. A., Schroeder, D. A., & Penner, L. A. (2012). The Social Psychology of Prosocial Behavior: Vol. First edition. Psychology Press.
- Improving intergroup relations : building on the legacy of Thomas F. Pettigrew, , 2008
- Pratto, F., Sidanius, J., & Levin, S. (2006). Social dominance theory and the dynamics of intergroup relations: Taking stock and looking forward. European Review of Social Psychology, 17(1), 271–320. https://doi.org/10.1080/10463280601055772
- Rebels with a cause: Group identification as a response to perceived discrimination from the mainstream. (2001). Personality and Social Psychology Bulletin, 27(9), 1204–1213. https://doi.org/10.1177/0146167201279012
- Social cognition : from brains to culture, Fiske, S. T., 2017
- Social inequality : forms, causes, and consequences, Hurst, C. E., 2004
- Steele, T. (2016). Prosocial Behavior : Perspectives, Influences and Current Research. Hauppauge, N.Y.: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1385366
- Stefan Stürmer, & Mark Snyder. (2009). The Psychology of Prosocial Behavior : Group Processes, Intergroup Relations, and Helping. Wiley-Blackwell.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Social identity and intergroup relations, , 2010
- АНДРЕЕВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА. (2013). Социальное Познание И Социальные Проблемы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EEA8C0BE
- Гулевич, О. А. Психология межгрупповых отношений : учебник для бакалавриата и специалитета / О. А. Гулевич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 345 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-10719-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431344 (дата обращения: 28.08.2023).