• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Нейронауки в образовании

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Педагогическое образование)
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Педагогическое образование
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Нейронауки в образовании или Educational Neuroscience - новая междисциплинарная область, объединившая изучение мозга с психологическими и педагогическими исследованиями. Цель этой дисциплины - использовать знания о работе мозга, чтобы сделать обучение более эффективным и увлекательным. Как преподавать так, чтобы материал осел в долговременной памяти? Можно ли заставить мозг отстающих учеников соображать лучше? Какое занятие приведет к такому же выбросу дофамина, как компьютерные игры? Это лишь немногие вопросы, которые ставит перед собой educational neuroscience. Курс "нейронауки в образовании" познакомит слушателей с основными направлениями и принципами исследований в области. Он будет полезен как тем, кто нацелен на академическую карьеру в области educational neuroscience, так и тем, кто хочет расширить свой кругозор. Первые узнают, какие исследования проводятся в России, какие нейрометоды можно использовать, и к работе каких научных центров можно присоединиться уже сейчас. Вторые научатся разоблачать нейромифы, отличать научно обоснованные идеи от хайпа и находить достоверную информацию по интересующим вопросам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Способствовать студентам, заинтересованным в научно-исследовательской работе в области "нейронаук в образовании", в планировании академической траектории. В рамках курса студенты познакомятся с 1) основными направлениями исследований в сфере "нейронаук в образовании", 2) методами нейровизуализации и нейростимуляции, которые широко применяются в данных исследованиях, 3) российскими научными центрами и лабораториями, на базе которых можно проводить такие исследования. Студенты смогут определить свои научные интересы в области "нейронаук в образовании", сформулировать тему собственного исследования и, при желании, продолжить работать над ним после окончания курса
  • Научить студентов критически оценивать образовательные продукты, создатели которых утверждают, что продукт создан на основе знаний о работе мозга. В рамках курса студенты узнают о нейромифах, популярных в образовании, а также о возможностях и ограничениях современных исследований в области нейронаук. Эти знания помогут отличать маркетинговые ходы от доказательного подхода
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает особенности анатомически-функциональной организации головного мозга
  • Называет основные психофизиологические методы исследования головного мозга
  • Приводит примеры нейрокогнитивных исследований, результаты и выводы которых он может использовать в своей педагогической практике
  • Описывает мозговую организацию эмоциональной сферы личности
  • Называет основные симптомы эмоционального выгорания
  • Приводит примеры мер профилактики эмоционального выгорания
  • Называет основные формы аномалий развития
  • Применяет полученные знания в своей педагогической практике в зависимости от особенностей развития ребёнка
  • Дает определение области "Нейронауки в образовании", описывает стоящие перед ней вызовы, приводит примеры интеграции результатов исследований в области нейронаук в образовательную практику
  • Объясняет принципы работы различных методов нейровизуализации и нейростимуляции (ЭЭГ, МРТ, фНИРС, МЭГ, ТЭС, ТМС)
  • Оценивает преимущества и недостатки различных методов нейровизуализации в контексте конкретных исследовательских вопросов
  • Называет основные направления исследований в области "Нейронауки в образовании"
  • Приводит аргументы "за" и "против" применения когнитивных тренировок для улучшения образовательных результатов
  • Аргументированно критикует некорректное использование нейротехнологий в образовании, привлекая знания из нейронаук, психологии и наук об образовании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в Нейронауки об образовании
  • Мозг и когнитивные функции
  • Мозг и эмоции
  • Обзор возможных форм нарушения психического развития в детском возрасте
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.3 * Активность + 0.4 * Домашнее задание + 0.3 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анатомия нервной системы : учеб. пособие для вузов, Козлов, В. И., 2004
  • Высшие корковые функции человека - 978-5-4461-0836-7 - Лурия А. Р. - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/373741 - 373741 - iBOOKS
  • Нарушение психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для вузов, Лебединский, В. В., 2004
  • Основы нейропсихологии : учеб. пособие для вузов, Лурия, А. Р., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Водопьянова, Н. Е.  Стресс-менеджмент : учебник для вузов / Н. Е. Водопьянова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 283 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06475-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514353 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Потерянный и возвращенный мир. Маленькая книжка о большой памяти. - 978-5-4461-0837-4 - Лурия А. - 2018 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/376893 - 376893 - iBOOKS
  • Психиатрия детского возраста : учебное пособие : в 2 частях / С. В. Гречаный, А. Б. Ильичев, В. В. Поздняк [и др.]. — Санкт-Петербург : СПбГПМУ, 2020 — Часть 1 — 2020. — 80 с. — ISBN 978-5-907184-95-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/174520 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Психиатрия детского возраста : учебное пособие : в 2 частях / С. В. Гречаный, А. Б. Ильичев, В. В. Поздняк [и др.]. — Санкт-Петербург : СПбГПМУ, 2020 — Часть 2 : Психиатрия детского возраста — 2020. — 72 с. — ISBN 978-5-907184-96-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/174521 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шульговский, В. В., Нейрофизиология : учебник / В. В. Шульговский. — Москва : КноРус, 2017. — 272 с. — ISBN 978-5-406-05953-1. — URL: https://book.ru/book/929578 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.

Авторы

  • Петракова Анастасия Владимировна