Магистратура
2023/2024
Нейронауки в образовании
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Педагогическое образование)
Направление:
44.04.01. Педагогическое образование
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Петракова Анастасия Владимировна
Прогр. обучения:
Педагогическое образование
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Нейронауки в образовании или Educational Neuroscience - новая междисциплинарная область, объединившая изучение мозга с психологическими и педагогическими исследованиями. Цель этой дисциплины - использовать знания о работе мозга, чтобы сделать обучение более эффективным и увлекательным.
Как преподавать так, чтобы материал осел в долговременной памяти? Можно ли заставить мозг отстающих учеников соображать лучше? Какое занятие приведет к такому же выбросу дофамина, как компьютерные игры? Это лишь немногие вопросы, которые ставит перед собой educational neuroscience.
Курс "нейронауки в образовании" познакомит слушателей с основными направлениями и принципами исследований в области.
Он будет полезен как тем, кто нацелен на академическую карьеру в области educational neuroscience, так и тем, кто хочет расширить свой кругозор. Первые узнают, какие исследования проводятся в России, какие нейрометоды можно использовать, и к работе каких научных центров можно присоединиться уже сейчас. Вторые научатся разоблачать нейромифы, отличать научно обоснованные идеи от хайпа и находить достоверную информацию по интересующим вопросам.
Цель освоения дисциплины
- Способствовать студентам, заинтересованным в научно-исследовательской работе в области "нейронаук в образовании", в планировании академической траектории. В рамках курса студенты познакомятся с 1) основными направлениями исследований в сфере "нейронаук в образовании", 2) методами нейровизуализации и нейростимуляции, которые широко применяются в данных исследованиях, 3) российскими научными центрами и лабораториями, на базе которых можно проводить такие исследования. Студенты смогут определить свои научные интересы в области "нейронаук в образовании", сформулировать тему собственного исследования и, при желании, продолжить работать над ним после окончания курса
- Научить студентов критически оценивать образовательные продукты, создатели которых утверждают, что продукт создан на основе знаний о работе мозга. В рамках курса студенты узнают о нейромифах, популярных в образовании, а также о возможностях и ограничениях современных исследований в области нейронаук. Эти знания помогут отличать маркетинговые ходы от доказательного подхода
Планируемые результаты обучения
- Описывает особенности анатомически-функциональной организации головного мозга
- Называет основные психофизиологические методы исследования головного мозга
- Приводит примеры нейрокогнитивных исследований, результаты и выводы которых он может использовать в своей педагогической практике
- Описывает мозговую организацию эмоциональной сферы личности
- Называет основные симптомы эмоционального выгорания
- Приводит примеры мер профилактики эмоционального выгорания
- Называет основные формы аномалий развития
- Применяет полученные знания в своей педагогической практике в зависимости от особенностей развития ребёнка
- Дает определение области "Нейронауки в образовании", описывает стоящие перед ней вызовы, приводит примеры интеграции результатов исследований в области нейронаук в образовательную практику
- Объясняет принципы работы различных методов нейровизуализации и нейростимуляции (ЭЭГ, МРТ, фНИРС, МЭГ, ТЭС, ТМС)
- Оценивает преимущества и недостатки различных методов нейровизуализации в контексте конкретных исследовательских вопросов
- Называет основные направления исследований в области "Нейронауки в образовании"
- Приводит аргументы "за" и "против" применения когнитивных тренировок для улучшения образовательных результатов
- Аргументированно критикует некорректное использование нейротехнологий в образовании, привлекая знания из нейронаук, психологии и наук об образовании
Содержание учебной дисциплины
- Введение в Нейронауки об образовании
- Мозг и когнитивные функции
- Мозг и эмоции
- Обзор возможных форм нарушения психического развития в детском возрасте
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.3 * Активность + 0.4 * Домашнее задание + 0.3 * Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Анатомия нервной системы : учеб. пособие для вузов, Козлов, В. И., 2004
- Высшие корковые функции человека - 978-5-4461-0836-7 - Лурия А. Р. - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/373741 - 373741 - iBOOKS
- Нарушение психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для вузов, Лебединский, В. В., 2004
- Основы нейропсихологии : учеб. пособие для вузов, Лурия, А. Р., 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Водопьянова, Н. Е. Стресс-менеджмент : учебник для вузов / Н. Е. Водопьянова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 283 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06475-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514353 (дата обращения: 27.08.2024).
- Потерянный и возвращенный мир. Маленькая книжка о большой памяти. - 978-5-4461-0837-4 - Лурия А. - 2018 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/376893 - 376893 - iBOOKS
- Психиатрия детского возраста : учебное пособие : в 2 частях / С. В. Гречаный, А. Б. Ильичев, В. В. Поздняк [и др.]. — Санкт-Петербург : СПбГПМУ, 2020 — Часть 1 — 2020. — 80 с. — ISBN 978-5-907184-95-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/174520 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Психиатрия детского возраста : учебное пособие : в 2 частях / С. В. Гречаный, А. Б. Ильичев, В. В. Поздняк [и др.]. — Санкт-Петербург : СПбГПМУ, 2020 — Часть 2 : Психиатрия детского возраста — 2020. — 72 с. — ISBN 978-5-907184-96-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/174521 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Шульговский, В. В., Нейрофизиология : учебник / В. В. Шульговский. — Москва : КноРус, 2017. — 272 с. — ISBN 978-5-406-05953-1. — URL: https://book.ru/book/929578 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.