• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Управление инновационной деятельностью

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

Учебный курс направлен на усвоение основных понятий современной теории инновационного развития, объяснение истоков, роли и места инноваций в системе факторов социально-экономической динамики на основе альтернативных теоретических подходов, изучение структуры инновационной сферы, состава и функций основных субъектов науки и инноваций в РФ и развитых странах, с определением общих и особенных характеристик национальной инновационной системы РФ, направлений её развития в процессе реализации социально-экономических целей страны. Курс способствует формированию системного владения комплексом современных научных знаний для управленческой работы в инновационной сфере, а также – развитию навыков аналитической и научно-исследовательской работы, подготовке решений в области публичного управления научной и инновационной деятельностью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; изучению структуры инновационной сферы, состава и функций основных субъектов науки и инноваций в РФ и развитых странах, выделению общих и особенных характеристик национальной инновационной системы РФ; освоению основ цифровизации, использования искусственного интеллекта в сферах, связанных с деятельностью государственных структур, получению знаний по финансовой грамотности и безопасности. В курсе отражены основные проблемы построения экономики знаний, постиндустриального уровня, опыта государственного регулирования инновационной экономики в разных странах. Дается представление о структурных реформах государственного управления в сфере науки, образования и инноваций в Российской Федерации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются обеспечение студента конкретными знаниями, умениями и навыками, позволяющими анализировать процессы развития науки, техники и инноваций, оценивать экономические ресурсы развития научного потенциала, оперировать понятиями механизмов и инструментов регулирования инновационной деятельности, формулировать, оценивать возможные последствия проведения мероприятия государственной политики в области инноваций. Курс обеспечивает слушателя теоретическими знаниями, необходимыми для комплексного анализа состояния и перспектив развития национальных инновационных систем и оценки позиций Российской Федерации в глобальной системе инноваций.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: основы теории и наиболее актуальные проблемы управления инновациями, включая механизмы формирования государственной политики в сфере науки и инноваций; общие представления об особенностях инновационной деятельности, мотивации лиц, ответственных за принятие решений, организационную, дисциплинарную и управленческую структуру НИС, основные тенденции в развитии инновационного потенциала Российской Федерации;
  • уметь: сформировать систему показателей, характеризующих инновационный объект на уровне федерального, регионального и местного органа управления, соответствующую задачам принятия управленческих решений; диагностировать и сформулировать проблему в терминах основных понятий теории управления инновациями, требующую принятия решений, построить совокупность задач, соответствующих ее решению, выбрать адекватные механизмы реализации решений; выбрать и применить аналитические методы, адекватные поставленным управленческим целям; выбрать объекты мониторинга, обеспечивающие оценку хода реализации инновационного решения;
  • владеть навыками: анализа нормативных правовых актов Российской Федерации и практики подготовки государственных решений в области управления наукой и инновациями; экспертно-диагностической оценки различных аспектов деятельности научных и исследовательских организаций, а также - законодательных инициатив в управлении инновациями; разработки рекомендаций по совершенствованию организационной и управленческой деятельности по внедрению инновационного результата.
  • Изучение данной дисциплины базируется на следующих: •Теория и механизмы государственного управления •Экономика общественного сектора
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: основы теории и наиболее актуальные проблемы управления инновациями, включая механизмы формирования государственной политики в сфере науки и инноваций; общие представления об особенностях инновационной деятельности, мотивации лиц, ответственных за принятие решений, организационную, дисциплинарную и управленческую структуру НИС, основные тенденции в развитии инновационного потенциала Российской Федерации;
  • владеть навыками: анализа нормативных правовых актов Российской Федерации и практики подготовки государственных решений в области управления наукой и инновациями; экспертно-диагностической оценки различных аспектов деятельности научных и исследовательских организаций, а также - законодательных инициатив в управлении инновациями; разработки рекомендаций по совершенствованию организационной и управленческой деятельности по внедрению инновационного результата.
  • выбрать и применить аналитические методы, адекватные поставленным управленческим целям; выбрать объекты мониторинга, обеспечивающие оценку хода реализации инновационного решения;
  • уметь: сформировать систему показателей, характеризующих инновационный объект на уровне федерального, регионального и местного органа управления, соответствующую задачам принятия управленческих решений; диагностировать и сформулировать проблему в терминах основных понятий теории управления инновациями, требующую принятия решений, построить совокупность задач, соответствующих ее решению, выбрать адекватные механизмы реализации решений;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Инновации и инновационная деятельность.
  • Бизнес как ведущий субъект инновационной деятельности.
  • Национальная инновационная система
  • Технологические платформы
  • Инновационная политика как основной элемент системы стратегического управления социально-экономическим развитием.
  • Барьеры во взаимодействии науки, бизнеса и государства.
  • Региональная инновационная политика
  • Экономические аспекты и модели инновационной деятельности.
  • Развитие профессиональных компетенций в современной экономике
  • Источники финансирования науки и инновационного бизнеса.
  • Венчурное и бизнес-ангельское финансирование инновационных проектов.
  • Риски инновационных проектов и управление ими
  • Цифровизация государственных институтов.
  • Методы исследований и кейсы в инновационном менеджменте
  • Искусственный интеллект в бизнесе и административной сфере.
  • Актуальные проблемы формирования инновационной политики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговый тест полученных знаний
  • неблокирующий Аудиторная и самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.5 * Аудиторная и самостоятельная работа + 0.5 * Итоговый тест полученных знаний
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Государство, наука и бизнес в инновационной системе России, Дежина, И. Г., 2008
  • Основные факторы развития национальной инновационной системы : уроки для России, Голиченко, О. Г., 2011
  • Россия: инновации и развитие, Фонотов, А. Г., 2010
  • Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, проц..., Шумпетер, Й., 1982

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Индикаторы науки: 2013 : стат. сб., Белоусова, В. Ю., 2013

Авторы

  • Фонотов Андрей Георгиевич
  • Гордеев Михаил Николаевич