• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Маркетинговые коммуникации и бренд-менеджмент в ритейле

Статус: Курс по выбору (Менеджмент в ритейле)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Ведерникова Дарья Игоревна, Кусраева Ольга Анатольевна
Прогр. обучения: Менеджмент в ритейле
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина является логическим продолжением курсов «Поведение потребителей и управление клиентским опытом» и «Маркетинг-менеджмент в ритейле», углубляя освоенные ранее концепции продвижения. Специфика дисциплины позволяет студентам отточить знания стратегии коммуникационного позиционирования торговых сетей, управлении портфелем собственных торговых марок, взаимодействия рекламных, медийных и брендинговых агентств с отделом маркетинга ритейлера. Студенты осваивают принципы маркетинговых коммуникаций как процесса обмена информацией между торговой сетью и ее текущими или потенциальными клиентами. Они включают в себя формы коммуникации, такие как реклама, PR-кампании, персональные (личные) продажи, прямой маркетинг, онлайн-маркетинг, POS-материалы, indoor рекламу и т.д. Отдельное внимание уделено бренд-менеджменту . Студенты узнают, как создавать бренды и как доносить декларируемую ценность до гостей торговой сети. Дисциплина включает в себя разработку стратегии бренда, его позиционирование на рынке, управление его визуальным и текстовым контентом, контроль за качеством продукции или услуг, а также мониторинг и анализ реакции потребителей на бренд. Изучение маркетинговых коммуникаций и брендинга в ритейле необходимо для понимания, как компании создают и поддерживают свой имидж и привлекают клиентов. Эти знания могут помочь в разработке эффективных стратегий продвижения товаров и собственных торговых марок, улучшении взаимодействия с клиентами и повышении узнаваемости бренда ритейлера.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины – формирование и развитие ключевых компетенций студентов в области управления брендами, т.е. выработка у студентов профессионального взгляда, знаний научной и практической направленности и базовых навыков по созданию и управлению брендами как важнейшими стратегическими нематериальными активами компаний. Это позволит им разрабатывать конкурентноспособные и охраноспособные торговые марки, определять их позиционирование и идентичность, управлять их развитием с учетом маркетинговых и бизнес-стратегий фирмы, а также формировать, проводить аудит и оптимизировать портфели брендов компаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками анализа здоровья и потребительского капитала брендов в рамках учебных проектов.
  • Владеет навыками оценки охраноспособности и уникальности идентификаторов брендов.
  • Владеет различными формами моделирования портфеля и архитектуры брендов компании, способен их адаптировать с учетом особенностей маркетинговой деятельности компании.
  • Знает и понимает значимость брендов как нематериальных активов компаний, умеет аргументировать преимущества бренд-ориентированного подхода для компаний.
  • Умеет различать и описывать классическую концепцию брендинга и известные современные авторские концепции.
  • Владеет навыками использования данной информации для аргументации решений в сфере брендинга.
  • Владеет навыками описания идентичности существующего бренда на основе нескольких современных моделей.
  • Знает основные типы и источники маркетинговых данных, используемых в индустрии и необходимых для постановки и решения управленческих задач по оценке стоимости бренда. Знает основные подходы к анализу стоимости бренда, представленные в индустрии (Millward Brown, Interbrand, Brand Finance).
  • Знает основные типы и источники маркетинговых данных, используемых в индустрии и необходимых для постановки и решения управленческих задач по формированию и развитию капитала бренда. Знает основные этапы аудита брендов. Знает основные методы анализа капитала и здоровья бренда, представленные в индустрии (Аакер, Y&R, Millward Brown, Interbrand, GfK).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Современные концепции брендинга и бренд-менеджментав современной академической и бизнес-сферах
  • Тема 2. Типы брендов и стратегии брендинга. Портфель брендов компании, архитектура и роли брендов
  • Тема 3. Разработка платформы бренда: наиболее известные концепции и успешные практики
  • Тема 4. Разработка системы идентификаторов бренда
  • Тема 5. Формирование капитала бренда и развитие бренда во времени: управленческие решения
  • Тема 6. Оценка стоимости бренда
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Домашнее задание 1: сбор информации по составу брендов нескольких компаний, работающих в одной товарной категории, сравнительный анализ типов брендов, марочного портфеля и архитектуры брендов, используемый в компаниях. Применение методов анализа Д. Аакера, а также одного из других методов анализа портфелей брендов, изучаемых в рамках данной дисциплины. Выявление сильных и слабых сторон портфелей брендов и разработка рекомендаций, касающиеся возможностей изменения или оптимизации портфеля брендов одной из компаний. Команды (не более 4 человек) выбирают товарную категорию и несколько компаний, бренды которых в ней представлены. Каждый член команды проводит сбор информации и анализ по одной из компаний. командные решения касаются: выбора товарной категории, сравнения типов брендов, портфелей и архитектур разных компаний, выбора методов анализа и форм представления результатов, разработки рекомендаций. оценка студента складывается из оценки индивидуальной работы (50%) и оценки работы команды (50%).
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Домашнее задание 2: анализ позиционирования товарных брендов и моделирование идентичности отдельных брендов изучаемых компаний на основе нескольких разных моделей, используемых в современной индустрии. Проведение сравнения, выявление сильных и слабых решений. Команды (не более 4 человек) выбирают товарную категорию и несколько компаний, бренды которых в ней представлены. Каждый член команды проводит сбор информации и анализ по одной из компаний. Командные решения касаются: сравнения брендов разных компаний, выбора методов анализа и форм представления результатов. Оценка студента складывается из оценки индивидуальной работы (50%) и оценки работы команды (50%)
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен состоит из 2-х частей: индивидуальной и командной. Командная часть: презентация проектной работы, состоящей из: 1. выявление особенностей брендинга на конкретном рынке, 2. разработка системы идентичности и позиционирования нового бренда по заданному брифу, 3. разработка нескольких вариантов названия и определение возможностей регистрации его как товарного знака, а также регистрации доменного имени, 4. разработка предложений по расширению бренда на иные категории товаров и услуг. Индивидуальная часть состоит из тестовых заданий по пройденным темам. Образец теста приведен в файле
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Домнин, В. Н.  Брендинг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Н. Домнин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 411 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02980-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433237 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Котлер Ф., Келлер К.Л. - Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс - 978-5-496-02422-8 - Санкт-Петербург: Питер - 2016 - 352726 - https://ibooks.ru/bookshelf/352726/reading - iBOOKS
  • Новые парадигмы развития маркетинговых инструментов в условиях трансформации современной экономики : монография / под редакцией С. В. Карповой. — 2-е изд. — Москва : Дашков и К, 2021. — 352 с. — ISBN 978-5-394-04291-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173973 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • LePla, F. J., & Parker, L. M. (1999). Integrated Branding. ABC-CLIO.
  • Pantea Foroudi, & Maria Palazzo. (2021). Sustainable Branding : Ethical, Social, and Environmental Cases and Perspectives. Routledge.
  • Procter & Gamble. Путь к успеху: 165-летний опыт построения брендов: Практическое руководство / Дайер Д., Далзелл Ф., Олегарио Р. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 524 с.: ISBN 978-5-9614-5785-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003547
  • Пономарёва, Е. А.  Бренд-менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Пономарёва. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 341 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9046-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433214 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Тульчинский, Г. Л.  Бренд-менеджмент. Брендинг и работа с персоналом : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г. Л. Тульчинский, В. И. Терентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05503-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437894 (дата обращения: 28.08.2023).