• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Осознанная коммуникация: От мысли к её выражению

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 16

Программа дисциплины

Аннотация

Многие из нас зачастую сталкиваются с трудностью формулирования своей мысли. Особенно остро это проявляется в профессиональной речи, когда идея нам понятна, а как ее грамотно, оперативно и точно выразить словами - нет. Часто с этим сталкиваются и специалисты в области психологии. Предлагаемый психологический практикум направлен на формирование речемыслительной деятельности студентов - будущих психологов, через развитие языковых, собственно-речевых и смысловых особенностей речемыслительной деятельности обучающихся, а также развитие внутренней диалогичности в совокупности с направленностью речемышления на смысловое преобразование практических задач. В рамках курса студенты получат ответы на вопросы: что включает в себя речемыслительная деятельность психолога, что влияет на успешность ее функционирования; как говорить с клиентом грамотно и понятно; почему только внешних коммуникативных умений недостаточно для успешного взаимодействия с другими людьми Речемыслительная деятельность студентов – будущих психологов определяется как динамичный процесс формулирования и осмысления профессионального речевого высказывания. К языковым особенностям речемыслительной деятельности относится профессиональный словарный запас специалиста, логическая его организация и интегративность семантической памяти. Грамотная речь профессионала основана на рациональном употреблении терминов: чем более структурированным будет словарный запас специалиста, тем эффективнее будет его профессиональное взаимодействие. В качестве второго параметра выделяются собственно речевые особенности речемыслительной деятельности: это сочетание таких ее качеств, как продуктивность и динамичность. Данный параметр отражает степень мыслительной активности и скорость продуцирования речевого высказывания. К смысловым особенностям речемыслительной деятельности относятся такие ее показатели, как гибкость и креативность вербального мышления, что лежат в основе быстрого переключения на новую языковую систему средств и способов формирования и формулирования мысли. Развитые смысловые особенности речемыслительной деятельности предполагают умение построить четкий план, спрогнозировать результат его реализации и своевременно перестроить речь в соответствии с изменяющимися условиями. Важным аспектом курса является развитие внутренней диалогичности студентов, что непосредственным образом связано с осознанием и преобразованием внутренних противоречий. Под внутренним диалогом понимается развертывание внутренней речевой активности субъекта, направленной на значимые для него объекты действительности и собственное «Я», специфика данной активности определяется взаимодействием двух и более несовпадающих точек зрения, которые рассматриваются одним и тем же субъектом. В свою очередь, формирование направленности речемыслительной деятельности, связанной со смысловым преобразованием практических задач показывает способность индивида к преобразованию конкретной ситуации в неопределенных, меняющихся условиях. Данная направленность связана с уровнем профессионального самосознания и требует от индивида принятия творческих и ответственных решений. Данный курс предполагает 2 часа лекций и 14 часов практический занятий в формате психологического тренинга, направленного на актуализацию речемыслительной деятельности участников курса. Итогом освоения дисциплины и формой контроля является подготовка студентами эссе по теоретическим аспектам изучаемой тематики и выполнение практического задания, направленного на оценку сформированности речемышления студента.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование базовых знаний по психологии мышления и речи, процессах речепроизводства и речевосприятия
  • Формирование представления о речемыслительной деятельности психолога
  • Развитие навыков речемыслительной деятельности у студентов – будущих психологов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет основные понятия психологии мышления и речи, речемыслительной деятельности.
  • Называет процессы речепроизводства и речевосприятия
  • Определяет основные фазы речемыслительной деятельности, речемыслительные действия и операции
  • Называет основные понятия профессиональной речи
  • Определяет качества и навыки речемыслительной деятельности психолога
  • Определяет особенности и типы речемыслительной деятельности психолога
  • Различает типы речемыслительной деятельности.
  • Владеет языковыми навыками правильной речемыслительной деятельности психолога: расширенный словарный запас, интегративность семантической памяти
  • Владеет собственно-речевыми навыками правильной речемыслительной деятельности психолога: продуктивность и динамичность
  • Владеет смысловыми навыками правильной речемыслительной деятельности психолога: гибкость и креативность вербального мышления.
  • Владеет приемами работы со своей речью и совершенствования своего профессионального высказывания.
  • Демонстрирует развитую рефлексию и внутреннюю диалогичность при формулировании речевого высказывания
  • Определяет характеристики стратегий становления речемыслительной деятельности
  • Формулирует пути актвивизации преобразующей стратегии собственной речемыслительной деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее представление о речемыслительной деятельности.
    Лекции 2 часа
  • Речемыслительная деятельность психолога
    Практические занятия - 2 часа
  • Психологические особенности речемыслительной деятельности психолога: языковые, собственно-речевые, смысловые.
    Практические занятия - 6 часов
  • Стратегии становления речемыслительной деятельности будущего психолога. Общее представление о речемыслительной деятельности
    Практические занятия - 6 часов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе по теории речемыслительной деятельности
    Краткое эссе по теоретическим аспектам речемыслительной деятельности выполняется на последнем практическом занятии, очно. Объем 3 страницы рукописного текста. Оцениваются языковые, собственно-речевые и смысловые особенности речемыслительной деятельности студентов.
  • неблокирующий Презентация по теме ВКР
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.6 * Презентация по теме ВКР + 0.4 * Эссе по теории речемыслительной деятельности
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fundamentals of psycholinguistics, Fernandez, E. M., 2011
  • Handbook of psycholinguistics, , 2006
  • Psycholinguistic and cognitive inquiries into translation and interpreting, , 2015
  • The Cambridge handbook of psycholinguistics, , 2012
  • Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
  • Мышление и речь, Выготский, Л.С., 1999
  • Общая психолингвистика : хрестоматия, , 2004
  • Психолингвистика : учебник, Белянин, В. П., 2013
  • Психолингвистика, учебник, 5-е изд., испр., 336 с., Фрумкина, Р. М., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология : новые науки о человеке говорящем, , 2017
  • Knowledge of language : its nature, origin, and use, Chomsky, N., 1986
  • Введение в психологическое консультирование, Меновщиков, В. Ю., 2000
  • Возрастная психолингвистика : хрестоматия, , 2004
  • Деятельность и психология личности, Абульханова-Славская, К. А., 1980
  • Профессиональная речь юриста : учеб. пособие, Ивакина, Н. Н., 2010
  • Профессиональное психологическое консультирование : учеб. пособие для вузов, Мальцева, Т. В., 2010
  • Психолингвистика : что мы делаем, когда говорим и думаем. Препринт WP6/2004/04, Фрумкина, Р. М., 2006
  • Психолингвистика, Слобин, Д., 2006
  • Психологическое консультирование, Забродин, Ю. М., 2010
  • Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания : интерсознание в психоанализе, Россохин, А. В., 2010