• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Основы политологии и коммуникации в политических процессах и институтах

Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Журавлев Дмитрий Анатольевич, Репина Екатерина Анатольевна, Рубан Марк Георгиевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Основы политологии и коммуникации в политических процессах и институтах» предполагает изучение коммуникации как ключевого компонента политических процессов и связующего звена между властью и обществом. В фокусе внимания находятся вопросы, связанные с пониманием коммуникации как на уровне общих закономерностей коммуникационных процессов, происходящих в рамках политической системы, так и на уровне микрогрупп и индивидов как объектов целенаправленного информационного воздействия. Актуальность курса обусловлена требованием времени. На рубеже веков, когда СМИ получили серьезное развитие и политические акторы в процессе завоевания и удержания власти используют множество каналов и средств для передачи сообщений с целью воздействия на аудиторию, возрастает необходимость подготовки специалистов, чья деятельность концентрируется на изучении и управлении процессами коммуникации в политической сфере. В задачи курса входит знакомство студентов с теоретическими концепциями и моделями политической коммуникации, предоставление знаний о способах организации информационного взаимодействия в сфере политики, об особенностях политического дискурса и текста, формирование представлений о государственной информационной политике, об особенностях отношений государства и медиаструктур и влиянии элит на общественное мнение и политическое поведение. В процессе изучения дисциплины студенты научатся анализировать избирательные и информационно-коммуникационные кампании, направленные на достижение политических целей, планировать в соответствии с поставленными задачами поток политической информации, распространяемый с помощью различных каналов и средств, прогнозировать последствия политической коммуникации. Курс является базовым для специализации «Политическая коммуникация».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является знакомство студентов с основами науки о политике как особой сфере, связанной с властными отношениями и политической организацией общества, а также с коммуникацией как ключевым политическим процессом и связующим звеном между государством, элитой и обществом. В фокусе внимания находятся вопросы, связанные с пониманием сущности и функций политической коммуникации, а также способов организации политического дискурса в зависимости от отношений между различными участниками политического процесса: политическими субъектами, политическими акторами, медиа и др.. Особое внимание уделяется исследованию того, как теоретические концепции и модели политической коммуникации реализуются в системе властно-управленческих отношений, т.е. на практике. В рамках практических занятий студенты научатся анализировать и моделировать политические кампании, а также распознавать источники, каналы, способы и средства передачи информации в рамках политического взаимодействия. Навыки анализа и моделирования информационно-коммуникационных процессов в политической сфере студенты получают благодаря включению самых разных форматов организации учебного процесса – деловых игр, кейс-стади, решения ситуационных задач и др..
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объяснять и сопоставлять различные трактовки, подходы к определению и пониманию сущности основных содержательных компонентов политологии.
  • Объяснять, в т.ч. с помощью коммуникативных моделей, процессы взаимодействия в политической сфере, в частности, модели поведения, мотивы и механизмы принятия решений.
  • Применять возможности СМИ и Интернет-пространства для сбора и анализа политической информации, а также для реализации различных политических кампаний.
  • Распознавать используемый в политической кампании инструментарий и применять его с учетом особенностей массового сознания, а также общественного мнения, восприятия и поведения.
  • Создавать политический текст с учетом жанровых и языковых особенностей.
  • Критически оценивать и моделировать политическую кампанию, включая разработку стратегии и выбор инструментария.
  • Распознавать и моделировать политическую кампанию в интернет-пространстве, включая разработку стратегии и выбор инструментария.
  • Конструировать и давать оценку эффективности имиджа политического актора, в т.ч. на уровне вербальной и невербальной коммуникации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Политика как особая сфера жизнедеятельности людей.
  • Тема 2. Современные элиты и особенности электората.
  • Тема 3. Информационное поле как главный сегмент политической коммуникации.
  • Тема 4. «Ремесла» в политической коммуникации.
  • Тема 5. Политический язык: публичные выступления, пресс-релизы, слоганы.
  • Тема 6. Искусственный интеллект: нейросети и чат-боты.
  • Тема 7. Политический имиджмейкинг.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Задания направлены на практическое освоение материала, изложенного на соответствующих лекциях. В итоговую формулу включается среднее арифметическое за все домашние задания. Выполняется либо индивидуально, либо в группах в зависимости от типа задания.
  • неблокирующий Практическая работа
    Предполагает групповую работу и игровой формат, направленный на активное обучение, оттачивание старых и обретение новых навыков практической работы. Задания могут быть предложены как на занятии (спонтанно), так и заранее с расчетом на определенную подготовку.
  • неблокирующий Письменный тест
    Письменный тест в формате multiple choice. Ответы на вопросы предполагают выбор одного или нескольких правильных вариантов из списка предложенных. Оценка результатов теста выставляется по десятибалльной системе. Вес вопросов одинаковый. Время на каждый вопрос не ограничено. Содержание вопросов и заданий совпадает с содержанием разделов дисциплины.
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.2 * Активность + 0.2 * Домашнее задание + 0.4 * Письменный тест + 0.2 * Практическая работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Забурдаева, Е. В. Политическая кампания. Стратегии и технологии : учебник / Е. В. Забурдаева. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 343 с. — ISBN 978-5-7567-0647-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97265 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Зубков, С. А. Практика взаимодействия со СМИ в политике : сборник научных трудов / С. А. Зубков. — Москва : РУТ (МИИТ), 2019. — 72 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/175686 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Исаев, Б. А.  Политология в схемах и комментариях : учебное пособие для среднего профессионального образования / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 229 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04165-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512976 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Кристаллизация общественного мнения - 978-5-4461-1781-9 - Бернейс Эдвард - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/377041 - 377041 - iBOOKS
  • Орлова, О. Г. Дискурс-анализ для журналистов. Жанры политического медиадискурса : учебно-методическое пособие / О. Г. Орлова. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2020. - 142 с. - ISBN 978-5-7782-4183-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1869274
  • Политология : учебник, Мельвиль А.Ю., 2013
  • Связи с общественностью в органах власти : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. А. Ачкасова [и др.] ; под редакцией В. А. Ачкасовой, И. А. Быкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 163 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07448-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442202 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Соловьев, А. И. Политология : учебник / А. И. Соловьев. — 3-е изд., испр.и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2022. — 440 с. — ISBN 978-5-7567-1150-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/185868 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Пропаганда, Бернейс, Э., 2010

Авторы

  • Репина Екатерина Анатольевна
  • Добромыслова Ксения Олеговна