• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

История философии Средних веков и Нового времени

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 152

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Основные положения дисциплины «История философии» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Западная философия до середины XX века» и «Социальная философия», которые являются базовыми и обязательными для студентов 1-4 курса бакалавриата, обучающихся по направлению 47.03.01
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с ключевыми концепциями и понятиями гносеологии, метафизики, натурфилософии, политической и моральной философии Раннего Нового времени, развитие навыков историко-философского анализа, осовение терминологии и стратегий аргументации, характерных для философских текстов РАннего Нового времени и эпохи Просвещения, ознакомление с основополагающими текстами классической европейской философии XVI-XVIII вв.
  • Ознакомление обучающихся с категориальным аппаратом, основными проблемами и направлениями философии Возрождения, раннего Нового времени и Просвещения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает хронологию научной революции XVI-XVIII вв. и умеет объяснить, в чем она заключалась. Знает отличия геоцентрической модели Вселенной от гелиоцентрической.
  • Знает основные положения классифиувциии наук по Фр.Бэкону, умеет объяснить особенности индуктивного метода познания.
  • Знает основные положения рационалистического учения о научном методе познания и метафизики Декарта. Может объяснить значение понятий "cogito", "врожденные идеи", "субстанция", "атрибут", "модус", "res cogitans" и "res estensa".
  • Значет основне полодения учения Паскаля о совершенном методе познания и принципе вероятности, может объяснить значение понятий "истины сердца" и "истины разума", "пари Паскаля", "мыслящий тростник". Знаком с критикой Паскаля метафизики Декарта.
  • Знает основные положения гносеологии Н.Мальбранша, может объяснить основные положения учения Мальбранша и видении всех вещей в Боге, может объяснить значение понятия "окказиональные причины".
  • Знает значение понятия "схоластика", объясняет особенности интеллектуальной схоластической культуры; знает основных представителей схоластической мысли; понимает суть полемики об универсалиях, различает особенности реалистического и номиналистического дискурса. Имеет представление о проблеме веры и разума в средневековой культуре. Понимает алгоритм ансельмова онтологического доказательства и критику его оппонентов (Гайнилон, Фома Аквинский, И.Кант).
  • Различает границы веры и рационального познания. Владеет категориальным аппаратом.
  • Интерпретирует оригинальные арабские философские тексты. Объясняет влияние античного перипатетизма на арабскую философию. Анализирует особенности рецепции античной философии в арабо-мусульманских интеллектуальных кружках.
  • Анализирует оригинальные философские тексты. Формулирует основные доводы изучаемого автора. Иллюстрирует примерами из текста.
  • Формулирует основные идеи и вклад в историю философии Аль-Кинди и аль-Фараби.
  • Выделяет и объясняет основные принципы метафизики и эпистемологии Авиценны и Аверроэса.
  • Называет основные фигуры и события в истории “арабо-латинского средневековья”. Описывает вклад иудейской интеллектуальной культуры и называет ее основных представителей.
  • Выделяет основные жанры университетского диспута в Средние века.
  • Показывать особенности интерпретации Альбертом Великим основных пробоем аристотелевской философии.
  • Объяснять основные идеи и вклад в историю философии Фомы Аквинского. Иллюстрирует роль комментариев Аквината в интерпретации Аристотеля.
  • Анализирует основные проблемы схоластической метафизики.
  • Объяснять теорию бытия у Аквината. Формулировать доказательства бытия Бога у Аквината. Формулировать и интерпретировать основные пункты полемики аверроистов и Аквината.
  • Называет основные позиции и фигуры в позднесредневековом споре об универсалиях.
  • Объясняет принципы критики схоластических категорий как пустых понятий
  • Определяет статуса бытия универсалий и индивидов у номиналистов.
  • Объяснять принципы номинализма и особенности ментального языка Оккама. Интерпретировать мистические образы Майстера Экхарта.
  • Объяснять специфику политических учений Аквината, Оккама, Марселя Падуанского. Формулировать и объяснять основные понятия политического дискурса - "закон", "государство", "власть", "суверенитет" и др.
  • Знает основные положения учения Паскаля о т.н. "совершенном" методе познания и принципе вероятности, может объяснить значение понятий "истины сердца" и "истины разума", "пари Паскаля", "мыслящий тростник". Знаком с критикой Паскаля метафизики Декарта.
  • нает хронологию научной революции XVI-XVII вв. и умеет объяснить, в чем она заключалась. Знает отличия геоцентрической модели Вселенной от гелиоцентрической.
  • Знает основные положения классификации наук Фр.Бэкона, умеет объяснить особенности индуктивного метода познания.
  • Знает основные положения рационалистического учения о научном методе познания и метафизики Декарта. Может объяснить значение понятий "cogito", "врожденные идеи", "субстанция", "атрибут", "модус", "res cogitans" и "res eхtensa".
  • Знает основные положения гносеологии Н.Мальбранша в ее связи с проблемой психофизического дуализма, может объяснить основные положения учения Мальбранша о видении всех вещей в Боге, может объяснить значение понятия "окказиональная причина".
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: особенности философии эпохи Возрождения
  • Философия Николая Кузанского
  • Антропология эпохи Возрождения. Учение о достоинстве человека Дж. Пико делла Мирандола
  • Политическая мысль эпохи Возрождения. Никколо Макиавелли
  • Политическая мысль эпохи Возрождения. Томас Мор
  • Философское значение Реформации и Контрреформы
  • Философия Джордано Бруно
  • Скептицизм 16 века
  • Тема 1. Формирование философской нововременной парадигмы и научная революция ХVI – ХVII вв. Количество часов: 4
  • Тема 2. Философия Фр. Бэкона и англосаксонская философская традиция. Количество часов: 2
  • Тема 3. Р. Декарт и метафизические постулаты нововременной философии. Количество часов: 4
  • Тема 4. Б. Паскаль и амбивалентность нововременной философской парадигмы. Количество часов: 2
  • Тема 5. Картезианство: основные направления и представители. Гносеология и учение о методе Н.Мальбранша. Количество часов: 2
  • Тема 6. Философская система Т. Гоббса. Количество часов: 2
  • Тема 7. Монистическая метафизика Б. Спинозы. Количество часов: 4
  • Тема 8. Основные натурфилософские концепции ХVII века: Декарт и Ньютон. Кол-во часов 2
  • Тема 10. Плюралистическая модель метафизики Г.В.Лейбница Кол-во часов 4
  • Тема 11. Философия Дж. Беркли. Кол-во часов 2
  • Тема 12. Моральная философия английского Просвещения. Кол-во часов 2
  • Тема 13. Скептическая философия Д. Юма. Кол-во часов 2
  • Тема 14. Общая характеристика философии французского Просвещения. Кол-во часов 4
  • Тема 15. Философия природы французского Просвещения. Кол-во часов 2
  • Тема 16. Философия истории эпохи Просвещения. Кол-во часов 2.
  • Тема 17. Сентиментализм и социальная философия Ж.-Ж. Руссо. Количество часов 2
  • Тема 1. Схоластика XII века. Постановка вопроса об универсалиях.
  • Тема 2. Вопрос о соотношении веры и разума в ранней схоластике.
    Виде обсуждений и дискуссий
  • Тема 3. «Аристотелевский ренессанс» на мусульманском Востоке.
    Знакомство с арабскими философскими текстами (аль-Кинди, аль-Фараби)
  • Тема 4. Арабские философы как систематизаторы и критики античной философии.
  • Тема 5. Трансляция античной философии на христианском западе. «Аристотелевский ренессанс». Зрелая схоластика.
    основные фигуры и события в истории “арабо-латинского средневековья”
  • Тема 6. Зрелая схоластика 2. Философия Фомы Аквинского. Парижский аверроизм.
    Знакомство с философией Фомы Аквинского
  • Тема 7. Номинализм и волюнтативный поворот в средневековой философии.
  • Тема 8. Поздняя схоластика. XIV–XV вв.
  • Тема 9. Политическая философия средних веков (Фома Аквинский, Оккам, Марсилий Падуанский).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах (3 и 4 модули)
    обсуждение предложенных преподвателем источников
  • неблокирующий Тесты
    Тесты на знание первоисточников, которые высылаются преподавателем заранее для самостоятельной подготовки к семинарам
  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа на одну из предложенных преподавателем тем. Список тем объявляется в начале 4 модуля.
  • неблокирующий Экзамен
    Устный опрос по билетам
  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Контрольные работы в виде тестов
    Контрольная работа проводится в виде тестов, где присутствуют вопросы закрытого типа - 4 варианта ответов, один из которых верный.
  • неблокирующий 2 модуль. Работа в течение семестра
    оценивается присутствие и работа на семинарах
  • неблокирующий 2 модуль. Письменная работа
    Письменная работа типа реферата по одной из тем, предложенных преподавателем.
  • неблокирующий 2 модуль. Экзамен
    Устный опрос по итогам курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    Оценка за 1 модуль: семинарская работа 60% + контрольная работа за 1 модуль 40%. Оценка за 2 модуль: работа в Perusall + работа на семинарах 50% + реферат 30% + итоговый устный экзамен 20% Общая оценка за 1 семестр: среднее арифметическое оценок за модули.
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.125 * Активность на семинарах (3 и 4 модули) + 0.125 * Активность на семинарах (3 и 4 модули) + 0.15 * Письменная работа + 0.05 * Тесты + 0.05 * Тесты + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The Cambridge companion to Arabic philosophy, , 2005
  • Антология средневековой мысли. Т.1: ., , 2001
  • Антология средневековой мысли. Т.2: ., , 2002
  • Басня о пчелах, Мандевиль, Б., 1974
  • Математические начала натуральной философии, Ньютон, И., 2014
  • Мысли : пер. с фр., Паскаль Б., 2000
  • Об общественном договоре : трактаты, Руссо, Ж.-Ж., 1998
  • Сочинения, Беркли, Д., 1978
  • Сочинения, общ. ред., предисл. и прим. В. М. Богуславского ; пер с фр. Э. А. Гроссман и В. Левицкого, 2-е изд., 509 с., Ламетри, Ж. О., 1983
  • Сочинения. Т. 1: ., Гоббс, Т., 1989
  • Сочинения. Т. 1: ., Спиноза, Б., 2006
  • Сочинения. Т. 1: Беседы и математические доказательства касающиеся двух новых отраслей науки относящихся к механик..., Галилей, Г., 1934
  • Сочинения. Т. 2: ., Гоббс, Т., 1991
  • Сочинения. Т. 2: ., Спиноза, Б., 2006
  • Сочинения. Т.1: ., Декарт, Р., 1989
  • Сочинения. Т.1: ., Кондильяк, Э. Б. де, 1980
  • Сочинения. Т.1: ., Лейбниц, Г. В., 1982
  • Сочинения. Т.2: . : в 2 т., Бэкон, Ф., 1978
  • Сочинения. Т.2: ., Декарт, Р., 1994
  • Сочинения. Т.2: ., Кондильяк, Э. Б. де, 1982
  • Сочинения. Т.2: ., Лейбниц, Г. В., 1983
  • Сочинения. Т.3: ., Кондильяк, Э. Б. де, 1983
  • Сочинения. Т.3: ., Лейбниц, Г. В., 1984
  • Сочинения. Т.4: ., Лейбниц, Г. В., 1989
  • Средневековая арабо - мусульманская философия в переводах А.В.Сагадеева. Т.1: ., , 2009
  • Средневековая арабо - мусульманская философия в переводах А.В.Сагадеева. Т.2: ., , 2010
  • Средневековая арабо - мусульманская философия в переводах А.В.Сагадеева. Т.3: ., , 2010
  • Сумма теологии. 1: Часть первая. Вопросы 1 - 64, Фома Аквинский, ., 2006
  • Сумма теологии. 2: Часть первая. Вопросы 65 - 119, Фома Аквинский, ., 2007
  • Сумма теологии. Ч.1: Вопросы 75-119, Фома Аквинский, ., 2005
  • Человек, Декарт, Р., 2012
  • Эстетические опыты, Шефтсбери, А. Э. К., 1975

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aquinas, Bonaventure, and the scholastic culture of medieval Paris : preaching, prologues, and biblical commentary, Smith, R. B., 2021
  • The Cambridge history of later medieval philosophy : from the rediscovery of Aristotle to the disintegration of scholasticism, 1100-1600, , 2003
  • The Cambridge history of medieval philosophy. Vol.1: ., , 2010
  • The Cambridge history of medieval philosophy. Vol.2: ., , 2010
  • The philosophy of St. Thomas Aquinas : authorised translation from the third revised and enlarged edition of "Le thomisme" by Etienne Gilson, , 1971
  • Арабская философия : прошлое и настоящее, Фролова, Е. А., 2010
  • Знание и мудрость : Знание и мудрость; Религия и культура; О христианской философии; Фома Аквинский, Апостол современности, Маритен, Ж., 1999
  • История философии : учебник для вузов, Васильев, В. В., 2005
  • Лекции по средневековой философии. Вып.1: Средневековая христианская философия Запада, Суини, М., 2001
  • Мистическое богословие Майстера Экхарта : традиция платоновского "Парменида" в эпоху позднего Средневековья, Реутин, М. Ю., 2011
  • Общая история философия. Истоки : восточная, исламская, еврейская философия, , 2019
  • Средневековая философия : учеб. пособие, Соколов, В. В., 2001
  • Средневековые реформаторы. [Т. 1]: Пьер Абеляр. Арнольд Брешианский, Гаусрат, А., 2017