Магистратура
2023/2024
Современный русский язык с точки зрения методики его преподавания иностранцам (фонетика, морфология, синтаксис, семантика)
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур)
Направление:
45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Шнитке Екатерина Леонидовна
Прогр. обучения:
Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс продолжает курс с тем же названием, читающийся на первом году обучения, и посвящен особенностям русского языка у стандартных говорящих и у людей, унаследовавших его от родителей, но живущих вне языковой среды - эритажных носителей.
Цель освоения дисциплины
- В курсе изучается грамматика и стилистика стандартного русского языка и эритажного языка, а также особенности обучения эритажных носителей в смешанной группе.
- Данный курс представляет собой первую часть читающейся на первом и втором году обучения дисциплины, посвященной современному русскому языку с точки зрения методики его преподавания иностранцам. На первом году обучения рассматриваются фонетика, семантика, морфология и основные морфосинтаксические явления русского языка.
- Курс не является вводным и требует знания основных лингвистических терминов, понятий и теорий, рассматривавшихся в курсах "Введение в лингвистику", "Формальное представление естественного языка", "Функциональные модели естественного языка".
- Пререквизитом курса является одноименный курс, читавшийся на первом году обучения.
- В курсе рассматриваются основные вопросы русской фонетики, семантики и грамматики, вызывающие трудности у начинающих преподавателей РКИ. Курс подготовит слушателей к продуктивной работе в иностранной аудитории.
- Прослушав данный курс, студенты научатся успешно обучать русскому языку иностранцев, а также его эритажных носителей: двуязычных детей и взрослых - как в смешанной, так и в несмешанной группе.
Планируемые результаты обучения
- Используют основные принципы активного интегрального описания языка в преподавании конкретных грамматических тем иностранцам.
- Могут воспроизвести основные идеи московской семантической школы.
- Могут воспроизвести основные принципы интегрального описания языка, активного описания языка.
- Могут дать определение основных грамматических терминов.
- Могут дать толкование лексической единицы L, используя принципы Московской семантической школы.
- Могут использовать основные идеи Московской семантической школы при объяснении иностранному студенту значения произвольной единицы русского языка.
- Могут объяснить причину фонетической трудности Х для носителя языка Y.
- Могут проинтерпретировать возможные причины грамматических ошибок иностранных студентов.
- Могут прочитать и написать транскрипцию русского текста
- Могут сформулировать правила употребления грамматических единиц в формате "если Р, то Q".
- Воспроизводит не менее 2 стратегий обучения эритажных носителей в смешанной группе (HL + FL)
- Воспроизводит не менее 3 особенностей уровней владения эритажным языком: HL1 + HL2
- Воспроизводит определения ключевых понятий теории эритажного языка, может привести не менее 3 факторов, влияющих на формирование языковой компетенции у носителя эритажного языка.
- Зная необходимое и достаточное количество социолингвистических параметров, относит говорящего к определенному типу носителей эритажного языка или к носителю L2.
- Из существующей лингводидактической литературы студент выбирает материал, точно и полно отражающий грамматические явления, связанные с темой. Объясняет, почему такой-то и такой-то материал хорош, а такой-то и такой-то плох для урока.
- Могут воспроизвести не менее 3 элементов каждого стиля речи, вызывающего трудности у носителей эритажного языка, могут дать студенту рекомендации, разрешающие эти трудности.
- Находит грамматические ошибки в речи эритажных носителей, классифицирует их, определяет причины этих ошибок.
- Определив тип носителя эритажного языка, может разработать программу его обучения по конкретному запросу.
- Прочитав теоретическую литературу по теме, студент перифразирует основные положения прочитанного так, чтобы они были понятны и полезны иностранным учащимся.
- Самостоятельно создает лингводидактические материалы по теме.
- Студент воспроизводит определения основных понятий, связанных с темой.
- Студент находит в тексте и интерпретирует явления, иллюстрирующие правила, связанные с темой, и ошибки на эти правила.
Содержание учебной дисциплины
- Эритажный язык и эритажные носители языка
- Грамматика эритажного русского языка
- Стилистика эритажного языка
- Эритажные студенты в смешанной аудитории
- Грамматика стандартного русского языка с точки зрения методики преподавания его иностранцам.
Элементы контроля
- Домашнее заданиеПосле занятий студенты подучают письменное домашнее задание - эссе, которое выполняется онлайн и выкладывается на Google Drive в специальную папку курса. Каждый студент получает от преподавателя комментарии к эссе.
- ТестыПо окончании каждого раздела студенты пишут двадцатиминутный тест по его материалам.
- ПроектСтуденты разрабатывают и защищают проект урока РКИ
- Устный опросУстный экзамен. За неделю до экзамена студенты получают письменное задание, которое должны сдать преподавателю за 2 дня до экзамена. На экзамене обсуждается выполненное задание. Студент отвечает на два вопроса по теме курса, которые ему не удалось достойно осветить в письменной части.
- Домашнее задание
- ВикторинаТесты по материалам разделов
- Письменная работаКаждый студент выбирает одну из грамматических тем, рассмотренных на занятиях, и описывает все этапы работы с этой темой на уроках РКИ.
- Домашнее заданиеПисьменные домашние задания по теме курса
- ПроектСтуденты разрабатывают и защищают проект обучающего курса РКИ
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.21 * Домашнее задание + 0.21 * Проект + 0.29 * Тесты + 0.29 * Тесты
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.4 * Проект + 0.6 * Устный опрос
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.2 * Викторина + 0.2 * Домашнее задание + 0.5 * Домашнее задание + 0.1 * Письменная работа
- 2023/2024 учебный год 3 модуль1 * Домашнее задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Современный русский язык, Розенталь, Д. Э., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Лисенкова, И. М., Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц : учебное пособие / И. М. Лисенкова. — Москва : Русайнс, 2018. — 133 с. — ISBN 978-5-4365-0500-8. — URL: https://book.ru/book/925949 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
- Милославский, И. Г. Современный русский язык. Культура речи и грамматика : учебное пособие для академического бакалавриата / И. Г. Милославский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 163 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-07851-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434557 (дата обращения: 28.08.2023).
- Современный русский язык : учебное пособие для вузов / А. В. Глазков, Е. А. Глазкова, Т. В. Лапутина, Н. Ю. Муравьева ; под редакцией Н. Ю. Муравьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 230 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06912-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437826 (дата обращения: 28.08.2023).